Снижение заболеваемости и смертности станет главным показателем работы Росздравнадзора

14 Апреля 2017

Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения предстоит перейти от «палочной» системы проверок к профилактике нарушений, а главным показателем работы ведомства станет сокращение заболеваемости и смертности россиян. Это предусмотрено приоритетной программой по реформированию контрольно-надзорной деятельности, одним из участников которой является Росздравнадзор. Курирует реализацию программы министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Для повышения эффективности надзора в сфере здравоохранения он предложил повысить зарплаты инспекторам за счёт оптимизации расходов. А независимую оценку качества услуг, в том числе в сфере здравоохранения, следует передать региональным общественным палатам. Эти предложения были озвучены на итоговом заседании коллегии Росздравнадзора, которое состоялось 14 апреля.

Социологическое исследование, проведённое совместно с Администрацией Президента, по словам Михаила Абызова, показало, что вопросы качественного здравоохранения на сегодняшний день находятся на пике общественного интереса, в то время как 5 лет назад граждан больше интересовали проблемы ЖКХ.

Это не связано с тем, что лечить мы стали хуже. Показатели динамики говорят о том, что качество здравоохранения растёт, количество денег, которые мы выделили за последние годы системе здравоохранения, тоже выросло. Дело в том, что люди предъявляют новые требования к качеству здравоохранения, они предъявляют новые требования к качеству жизни. Именно на это должен ориентироваться инспекторский состав», — подчеркнул Михаил Абызов.

До сегодняшнего дня, по словам министра, в основе работы Росздравнадзора лежала устоявшаяся и всем понятная, но всё-таки «палочная» система. Утверждённый паспорт реформы контроля и надзора предусматривает введение новых показателей эффективности и результативности работы Росздравнадзора. Она будет оцениваться по показателям, которые демонстрируют, какое фактическое качество здравоохранения получают наши граждане: это снижение младенческой смертности, госпитальной смертности и летальных случаев от инфаркта миокарда и инсульта и т.д. Перейти на такую модель госконтроля ведомству предстоит уже в этом году. На новую систему должны перейти все без исключения территориальные органы. На переходный период будут сохранены и существовавшие ранее показатели в качестве индикативных, но они не будут основными, указал Михаил Абызов.

Министр по вопросам Открытого правительства при этом обратил внимание на требования, предъявляемые сейчас к больницам и поликлиникам, — некоторые учреждения в регионах их выполнить не в состоянии. Речь идёт, в частности, о некоторых медучреждениях на Дальнем Востоке: по факту проверочное мероприятие говорит о том, что клинику надо закрывать, но тогда встаёт вопрос, кто будет лечить? Здесь нельзя допускать нарушения прав граждан, подчеркнул министр.

Следующий момент, который обозначил Михаил Абызов, — это независимая оценка качества услуг здравоохранения, которая, по его мнению, является неэффективной. Независимая оценка показывает удовлетворённость граждан качеством услуг на уровне 80–85%, а социология — лишь на уровне 35%. В регионах, по словам Михаила Абызова, создано около 800 общественных советов, задача которых — проводить эту независимую оценку. В некоторые из них входит по 3 человека, и все они — представители поднадзорных учреждений здравоохранения, что подразумевает конфликт интересов и отсутствие объективности.

В этой связи нам надо переходить на другую оценку. Я считаю, что в ближайшее время мы должны будем внести изменения в соответствующий федеральный закон. Я выступаю за то, чтобы итоговую независимую оценку качества социальных услуг, в том числе в сфере здравоохранения, утверждали региональные общественные палаты, которые, по крайней мере, сформированы в более репрезентативном виде, не имеют явно выраженного конфликта интересов и отвечают за эту оценку своей репутацией», — считает министр по вопросам Открытого правительства.

Реформа контроля и надзора предусматривает переход на новую систему предупреждения и профилактики нарушений, отметил Михаил Абызов. Здесь на первый план, по его словам, выходит работа с поднадзорными субъектами. Первым шагом станет ежеквартальное проведение публичных разборов контрольно-надзорной деятельности с участием предпринимателей, инспекторов и руководства регионов. На следующем этапе для более качественной работы в части профилактики предполагается внедрение до 1 июля 2018 года чек-листов по каждому виду контроля и надзора, сообщил Михаил Абызов.

Соответствующее постановление Правительства сейчас вместе с Росздравнадзором мы готовим, оно должно быть внесено в Правительство уже в мае. В чек-листах будет изложен исчерпывающий перечень требований, которые мы предъявляем. С учётом того, что многие действия инспектора ситуативны, не всё пропишешь в инструкциях — эту работу надо будет проводить очень тщательно и вовлекать в неё команды территориальных органов, чтобы эти инструменты не были оторваны от жизни», — уточнил Михаил Абызов.

Зарплаты инспекторов Росздравнадзора необходимо повышать, считает Михаил Абызов. Сейчас они, по его данным, в разы ниже по сравнению с зарплатами сотрудников аналогичных госорганов, в то время как квалификация и требования к качеству работы, риски и опасности, которые Росздравнадзор контролирует и предупреждает, — наивысшие. Решение этой проблемы должно стать ключевой задачей руководителя ведомства, уверен министр. Для этого, по его словам, необходима внутренняя оптимизация.

Надо сказать, что резервы для оптимизации внутри есть. Есть определённые штабные функции, которые можно централизовать, заместить новыми информационными технологиями. Штабные функции — это бухгалтерия, учёт кадров и так далее. Некоторые госорганы должны поднимать эти функции либо на межрегиональный уровень, либо на федеральный за счёт информационных технологий, а по высвободившимся ресурсам надо договариваться, чтобы не изъяли. Этот опыт нужно изучить и, возможно, применить», — подчеркнул министр.

Ранее, по словам Михаила Абызова, состоялось заседание правительственной комиссии по региональному развитию, где было принято решение подготовить предложения, каким образом все средства от оптимизации оставались бы исключительно на повышение оплаты труда и материально-техническое обеспечение совершенствования управленческих технологий.

Однако этого всё равно будет недостаточно, полагает министр. Он предлагает увеличивать общий объём финансирования за счёт оптимизации государственных закупок. В данном вопросе необходимо вести диалог с Минздравом и Минфином, чтобы высвободившиеся ресурсы направлять на решение данной проблемы.

В ходе заседания коллегии министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, в свою очередь, отметила, что за 2016 год Росздравнадзору удалось уйти от неэффективных контрольных мероприятий, дублирующих друг друга, и пилотно апробировать современную модель контрольно-надзорной деятельности, риск-ориентированную модель, в субъектах РФ.

Развитие здравоохранения сейчас является стратегическим вектором государственного развития РФ, это основа основ. У нас огромная территория, население 146 млн с разной плотностью. Нам необходимо сохранить и сберечь каждого из 146 млн россиян и дать самые высокие возможности для сохранения здоровья, здоровой и продуктивной жизни, для возможности рожать здоровых детей. Эти задачи требуют, чтобы контрольно-надзорный сегмент Росздравнадзора был очень эффективен. Пока всё идет так, как надо, и мы благодарим каждого из вас», — сказала глава Минздрава.

Росздравнадзор начиная с 2017 года участвует в приоритетном проекте совершенствования контрольно-надзорной деятельности в сфере здравоохранения и осуществляет переход на риск-ориентированную модель при организации ряда видов контроля. К ним относятся контроль качества безопасности медицинской деятельности, надзор в сфере обращения лекарственных препаратов для медицинского применения, а также лицензионный контроль в фармацевтической деятельности.

Глава Росздравнадзора Михаил Мурашко, в свою очередь, обозначил основные приоритеты ведомства на 2017 год.

Необходимо распределить в полном объёме подконтрольные объекты, осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения, по категориям риска с использованием информационно-аналитической системы. Также нужно обеспечить доступность и понятность информации для подконтрольных объектов, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, и объяснить присвоенные им категории. Помимо этого, мы должны внедрить в систему нашей контрольной деятельности перечни, значения, показатели результативности и эффективности по каждому виду контроля. Определить механизмы контроля за достижением утверждённых показателей результативности и эффективности. И, что особо важно, — внедрить проверочные листы по каждому виду контроля и принять меры по оптимизации обязательных требований, в том числе профилактические мероприятия», — сказал Михаил Мурашко.

Глава ведомства поблагодарил Михаила Абызова за инициацию реформы госконтроля. Она, по его словам, «встряхнула ведомство и позволила чётко структурировать плановую и проектную деятельность».


Все события