Проектный комитет утвердил модель определения категорий риска и методичку по оценке требований к бизнесу

13 Апреля 2017

Проектный комитет приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» утвердил ряд важных документов, необходимых для повышения эффективности госконтроля и перехода на «умные проверки». Среди них — базовая модель определения критериев и категорий риска поднадзорных объектов, методические рекомендации по систематической оценке эффективности обязательных требований, предъявляемых к бизнесу, а также подходы к анализу видов контроля для их последующей отмены или замены. Соответствующий протокол подписал министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, который курирует реформу.

Базовую модель определения критериев риска надзорные органы будут использовать при распределении поднадзорных субъектов по категориям риска, чтобы сконцентрировать проверки на потенциально наиболее опасных объектах и «разгрузить» менее опасные объекты и добросовестных предпринимателей. В документе содержится описание охраняемых законом ценностей, а также указаны события, следствием которых может стать причинение вреда: аварии, катастрофы, пожары, эпидемии, а также неуплата налогов, ограничение конкуренции и т.д. Согласно документу, инспекторы должны определить источники и факторы риска, которые могут привести к нежелательным последствиям, например, плохое техническое состояние объектов, низкая квалификация персонала на объекте. Критерии риска должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий от выявленных нарушений и в целом вероятность несоблюдения требований на конкретном объекте. В будущем на смену базовой модели придёт Стандарт уровня зрелости контрольно-надзорных органов в рамках внедрения риск-ориентированного подхода, разработку которого предусматривает приоритетная программа.

Проекты постановлений Правительства, устанавливающих категории и критерии риска, надзорные органы — участники приоритетной программы должны направить в Минюст строго до 14 апреля. А ведомства, которые считают нецелесообразным разнесение поднадзорных объектов по категориям риска, должны к этому сроку подготовить свои предложения по отмене видов госконтроля, их замещению альтернативными негосударственными механизмами или отмене плановых проверок. Предложения должны пройти обсуждение с общественно-деловым советом и экспертами.

Это одна из основных задач проекта на текущий год. Никакого риск-ориентированного подхода без распределения по категориям риска быть не может. Сейчас самый главный вопрос — определить критерии и правила распределения поднадзорных объектов по категориям риска. Параллельно мы с вами работаем над формированием исчерпывающего реестра поднадзорных субъектов и объектов. Непринятие соответствующих постановлений до 1 июня означает, что ведомства не в состоянии будут обеспечить формирование плана проверок на 2018 год на основании риск-ориентированного подхода. А это, в свою очередь, будет основанием для серьёзных выводов по ведомствам», — подчеркнул Михаил Абызов.

Риск невыполнения этих сроков отмечается по линии ФАС, Россельхознадзора, Ростехнадзора, Роспотребнадзора, Росприроднадзора. В то же время МЧС, МВД, Росздравнадзор и Ространснадзор в этой части, напротив, работают на опережение.

Типовыми признаками, которые говорят о необходимости оптимизации видов госконтроля, согласно одобренным документам, могут быть совпадение предметов контроля, отсутствие охраняемых ценностей, наличие в отрасли ведущего регулятора и другие. Предложения по отмене и делегированию видов контроля Минэкономразвития должно до 10 июля направить в проектный комитет.

Какие обязательные требования можно считать устаревшими, дублирующими и избыточными — поясняется в методрекомендациях по оценке эффективности требований к бизнесу. Документы предусматривают, что пересмотр требований будет проводиться не реже чем раз в 3 года. Результатом этой работы должна стать отмена неэффективных требований. Такое решение может быть принято надзорным органом по предложению экспертных рабочих групп общественно-делового совета, представителей научно-исследовательских организаций, экспертного и предпринимательского сообщества. Координировать работу должна специальная комиссия, возглавляемая замруководителя надзорного ведомства.

Нужна не только оценка издержек бизнеса в России от проверки тех или иных требований, но и разницы издержек бизнеса по выполнению требований в текущей редакции, в предлагаемой редакции и в сопоставлении с лучшими международными практиками», — подчеркнул Михаил Абызов.

Итоги проведённых надзорными органами проверочных мероприятий, согласно приоритетной программе, должны раз в квартал обсуждаться в публичном режиме с участием инспекторов, поднадзорных субъектов, деловых объединений, бизнес-омбудсменов и руководства регионов. Аналитический центр при Правительстве ведёт мониторинг исполнения этих требований. В частности, эксперты проанализировали проекты докладов с обзорами правоприменительной практики, которые опубликовали ведомства. Наиболее высокое качество — у докладов МЧС, Ростехнадзора, Роструда и ФНС. Росздравнадзор, Россельхознадзор и Ростехнадзор утвердили наиболее детальные графики проведения публичных мероприятий, а Роструд и МЧС организовали на сайтах сервис для сбора вопросов от предпринимателей.

Чтобы помочь территориальным органам надзорных ведомств соблюсти все требования к подготовке докладов, Минэкономразвития разработало специальные чек-листы. Они также получили одобрение проектного комитета. При этом в докладе рекомендуется учитывать региональную специфику выявленных нарушений, а на самих «балансовых» — распространять информационные материалы, которые бы в понятной каждому форме разъясняли, как совершенствуется госконтроль в той или иной сфере.

Важно, чтобы разъяснения терорганов и федеральных органов исполнительной власти были методологически согласованы. Чтобы не получилось, что у нас в Красноярске правильной практикой исполнения обязательных требований считается одно, а в Ульяновской области — другое. Мы единое пространство с едиными требованиями. Задача федеральных органов власти — для своих территориальных органов обеспечить общую рамку», — указал Михаил Абызов.

Проектный комитет также утвердил перечень из 18 видов государственного контроля, в отношении которых в 2017 году будет внедрён механизм обучения подконтрольных субъектов. Предприниматели, в частности, смогут проверить себя, используя проверочные листы, содержащие обязательные требования.

Большинство мероприятий приоритетной программы реализуется в рамках графика, отмечают в Аналитическом центре при Правительстве. Проектный комитет одобрил ведомственные паспорта по выполнению приоритетной программы последнего из 12 участников программы — МВД. Речь идёт о проектах министерства по совершенствованию госнадзора в области безопасности дорожного движения и госконтроля в сфере миграции. Они будут утверждены по итогам рассмотрения на заседании президиума Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Доклад о ходе реализации проектов министерство должно будет представить в проектный комитет до 15 июня. Кроме того, МВД поручено обеспечить межведомственное взаимодействие с Ространснадзором по внедрению системы управления рисками. Замглавы МВД Игорь Зубов выразил признательность членам проектного комитета и лично Михаилу Абызову за содействие и методическую помощь в подготовке документов.

Руководителям министерств и ведомств, которые участвуют в программе, поручено до 28 апреля утвердить сводные (календарные) планы реализации ведомственных мероприятий по реформе госконтроля.

Наша задача — эти сводные планы сделать инструментом регулярного управления. Внутри ведомства должен быть утверждён формат еженедельной, а по каким-то вопросам и ежедневной отчётности по выполнению сводных планов. Если это планы, которые лежат только для отчётов и бухгалтерии, — то они не нужны, они неработоспособны», — указал Михаил Абызов.

Все события