Первое публичное балансовое мероприятие по итогам госконтроля прошло в Туле

7 Апреля 2017

Итоги надзорной деятельности МЧС в Тульской области за 2016 год и первое полугодие 2017 года обсудили 7 апреля на балансовом мероприятии с участием курирующего реформу госконтроля министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, главы МЧС Владимира Пучкова, губернатора Тульской области Алексея Дюмина, предпринимателей, представителей бизнес-объединений, общественных организаций и средств массовой информации. Практика проведения публичных «разборов полётов» по итогам правоприменительной практики надзорных ведомств будет продолжена.

Проведение балансовых мероприятий предусмотрено приоритетной программой «Реформа контрольно-надзорной деятельности», которая утверждена президиумом совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Старшим должностным лицом, ответственным за реализацию реформы, является министр РФ Михаил Абызов.

Участники встречи отметили позитивный опыт МЧС по повышению эффективности контрольно-надзорной деятельности и сокращению административного давления на бизнес, а также подчеркнули важность налаживания партнёрских отношений между инспектором и поднадзорным субъектом, направленных на профилактику нарушений. Прозвучавшие в ходе встречи замечания и предложения со стороны бизнеса МЧС учтёт в дальнейшей работе по совершенствованию госконтроля.

Наша главная задача – совместно с руководством регионов и руководителями министерств и ведомств изменить характер государственного надзора. Переключиться с репрессивного надзора, который по факту сложился, на надзор партнёрский, с тем чтобы мы помогали предпринимателям выполнять обязательные требования. Не только наказывали и штрафовали бы их, но и разъясняли требования, многие из которых для них являются запутанными и непонятными, и совместно вырабатывали бы пути совершенствования нашего госнадзора. Сегодня мы провели балансовое заседание, где рассмотрели результаты проверок МЧС. Это было полезное мероприятия, мы получили обратную связь, были рассмотрены замечания со стороны предпринимателей. Мы обязательно учтём их в работе. Я считаю, что только в таком формате можно построить партнёрскую модель», - отметил Михаил Абызов.

Тема реформирования контроля и надзора актуальна и очень важна для региона, отметил губернатор Тульской области Алексей Дюмин. Она должна дать развиваться бизнесу, избавить от чрезмерного, мешающего работать контроля.

Для тульской области, как и для других регионов, реформа госконтроля – одно из ключевых направлений работы. Сегодня есть определённые административные барьеры, которые тормозят развитие малого и среднего бизнеса. Работа МЧС по реформированию контроля и надзора - это успешный пример для других ведомств, которые реализуют контрольные функции, для того чтобы они переформатировали свою работу», - отметил глава региона.

МЧС реализует 6 видов государственного контроля и надзора. Уход от тотального надзора за объектами экономики – одна из главных целей министерства, в том числе и в Тульской области. С 2014 года МЧС исключило проверки индивидуальных предпринимателей, а с прошлого года -- малых и средних предпринимателей. Также запрещены внеплановые проверки в отсутствии нарушений, связанных с угрозой жизни и здоровью граждан. С 2014 года количество плановых проверок на территории Тульской области уменьшилось почти в 3 раза, число внеплановых - на 60%, сообщил главный государственный инспектор Тульской области по пожарному надзору Владимир Кий. В 2017 году проверки будут сосредоточены на объектах высокого риска, таких, как оздоровительные лагеря , объекты образования и здравоохранения. С начала года проведено 462 проверки, из них 271 - плановая.

МЧС энергично взаимодействует с Открытым правительством и различными организациями, которые работают в сфере поддержки бизнеса. Мы продолжаем реализовывать современную стратегию, с одной стороны, создавая комфортные условия для развития бизнеса, а с другой – это безусловная защита жизни и здоровья граждан. Новый формат контрольно-надзорной деятельности предполагает не только сокращение количества проверок – мы их на треть уже сократили и в 2017 году дополнительно сокращаем, но и внедрение формата профилактической работы, партнёрских отношений и оказания практической помощи. Приоритет нашей работы – это, в первую очередь. Поддержка малого и среднего бизнеса», - подчеркнул глава МЧС Владимир Пучков.

Система оценки эффективности контроля и надзора МЧС кардинально изменилась, отметил, в свою очередь, директор департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС Сергей Кададов.

Мы уже не оцениваем инспектора по количеству выданных протоколов и предписаний. Система оценки эффективности контроля и надзора поменялась кардинально. Основной результат – это снижение ущерба, пожаров, гибели, пострадавших. Мы уходим от карательных мер и применяем их только в случае крайней необходимости», - сказал он.

МЧС – одно из самых открытых ведомств с точки зрения взаимодействия с бизнесом, отметил президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин. По его словам, совместно предстоит решить ряд проблем, одна из которых – архаичность нормативной базы, содержащий требования к бизнесу, и дублирование надзорных функций. Многие документы в сфере обеспечения пожарной безопасности принимались в 80-е, 70-е и даже 60-е годы. Проблемы: анахронизм в нормативной базе.

Предпринимателям сложно ориентироваться, и все ждут, что МЧС сможет выстроить нормативную базу так, чтобы было понятно, какими документами они должны руководствоваться, когда они организовывают пожарную безопасность. Что они должны правильно сделать, чтобы эта пожарная безопасность была. При том нужно, чтобы контролеры настраивались на то, чтобы помочь тем, кого они проверяют. А если они не делают правильно в установленные сроки, тогда должны приниматься репрессивные меры. Но для начала нужно научить людей, как правильно действовать», - отметил Сергей Катырин.

Михаил Абызов, в свою очередь, напомнил, что реформа контроля и надзора предусматривает масштабный пересмотр обязательных требований. Эта работа, по оценкам министра, займёт до 5 лет. По одному только Роструду действует 55 тыс. актов, треть из которых – акты советского времени и РСФСР. В первую очередь, ревизия должна коснуться тех требований, которые «ведут к наибольшим затратам для бизнеса и абсолютно бесполезны с точки зрения обеспечения безопасности жизни и граждан».

Важно не только как мы проверяем, и не просто профилактика в части предупреждений. Важно, что мы проверяем. Потому что от самого требования, которое установлено законом, вытекают и действия инспектора, и затраты предпринимателя. Мы начали огромную работу, в том числе, по линии пожарной безопасности, по ревизии всех требований, которые сегодня установлены законодательством, ведомственными актами, чтобы определить те требования, которые являются устаревшими, противоречивыми и избыточными, и начинаем работу по их пересмотру. По линии каждого надзора созданы группы, которые возглавляют представители предпринимательского сообщества и общественных организаций. По линии МЧС – одна из самых прорывных групп», - отметил Михаил Абызов. Важно обратить внимание на качество формирования обязательных требований, считает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тульской области Александр Головин. По его словам, сейчас действует более 640 НПА по пожарной безопасности. «Разобраться в таком массиве простому предпринимателю бывает сложно. Нужно сформировать не только перечень актов, содержащих требования, но и перечень самих требований, который сразу сопровождался бы рекомендациями по их исполнению. Это способствовало бы снижению числа правонарушений», - полагает омбудсмен.

На встрече был затронут вопрос продления надзорных каникул для малого и среднего бизнеса. Окончательное решение правительство по этому вопросу еще не приняло, идёт большая дискуссия, сообщил Михаил Абызов. Обсуждается несколько вариантов дальнейших действий: продление для всех или продление для добросовестных предпринимателей, которые не допускают нарушений. Третий вариант – с внедрением риск-ориентированного подхода отмена надзорных каникул для объектов, отнесённых к высокой категории риска. Надзорные ведомства только приступили к распределению поднадзорных субъектов по категориям риска и должны будут закончить эту работу в ближайшие месяцы, уточнил министр.

Масштаб и объём малых и средних предприятий, которые попадут в высокую категорию риска и теоретически должны подвергаться плановому надзору – на сегодня не понятен. Я считаю, что окончательное решение надо принимать, когда будет понятно распределение субъектов малого и среднего бизнеса по категориям риска. Решение будет приниматься с участием предпринимательских объединений, очень открыто и публично. Мы пригласим бизнес к диалогу по всем возможным вариантам», - подчеркнул Михаил Абызов.

Также участники встречи интересовались, как отразится реформа госконтроля на количестве внеплановых проверок. Внеплановые проверки представляют наибольшую проблему, считает Михаил Абызов. Основания для их проведения чётко определены, но их результативность, по словам министра, на сегодняшний день невысокая с точки зрения выявляемых нарушений. Либо в ходе таких проверок не находятся нарушения, либо инспектор и проверяемый договариваются между собой. Кроме того, жалобы с просьбой провести внеплановую проверку часто используются для сведения счётов с конкурентами. В этом году, как сообщил Михаил Абызов, планируется внедрить новую систему: если объект не несёт значительной потенциальной угрозы, достаточно направить ему запрос, по форме получить отчёт и учитывать его при проведении планового мероприятия. Внеплановая проверка по жалобе при этом проводиться не будет.

Важно обобщить правоприменительные практики и сделать их едиными для единого российского пространства, чтобы нарушения, которые несут одинаковый вред и риск, одинаково трактовались и влекли за собой одинаковые санкции, подчеркнул Михаил Абызов. В настоящее время идёт формирование реестра по всем надзорам, в котором будут систематизированы нарушения и применяемые санкции. Эту работу, по словам Михаила Абызова, планируется завершить за 3 месяца.

Подобные балансовые с предпринимателями, руководителями регионов и инспекторами будут проводиться ежеквартально, причем не только в рамках вопросов госконтроля в системе МЧС, отметил Михаил Абызов.

С учетом того, что в течение года мы проводим порядка 3 млн проверочных мероприятий планового и внепланового характера, в такие балансовые комиссии будут вовлечены порядка 3 млн руководителей поднадзорных субъектов. Это означает, что мы вместе с вами будем разрабатывать дальнейшие шаги по совершенствованию госконтроля и надзора. Государственный контроль станет более понятным для предпринимателей, более комфортным и дружелюбным. А вместе с вами мы сможем и профилактировать и предупреждать нарушения», - заключил Михаил Абызов.

Все события