Михаил Абызов выступил на итоговом заседании коллегии Минобрнауки

3 Апреля 2017

Система образования должна адаптироваться к новым вызовам, в том числе информационным, которые стоят сегодня перед обществом. Кроме того, в сферу образования нужно активнее привлекать частный капитал, а также радикально перестраивать механизм независимой оценки качества оказания социальных услуг, в том числе образовательных. Такое мнение высказал министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, выступая 3 апреля на итоговом заседании коллегии Министерства образования и науки. Он также выразил надежду, что министерство сможет в течение года значительно улучшить свои позиции врейтинге открытости федеральных органов исполнительной власти.

В современном мире на школьников и студентов серьёзное влияние оказывают информационные потоки — интернет и телевидение, отметил Михаил Абызов. Поэтому школьному образованию, по его словам, в первую очередь нужно «не растеряться в этих новых волнах».

Сегодня социальные скорости у общества настолько высоки, они настолько изменились, что уже говорить детям про их гражданскую позицию, в том числе про участие в митингах, в общественной жизни государства, нужно гораздо раньше. И от того, насколько мы сможем адаптировать систему школьного образования, воспитание наших детей, молодежи к информационным вызовам, с которыми они сталкиваются, будет зависеть, насколько наше государство будет успешным», — отметил министр.

Огромные деньги расходуются сегодня не только на образование, но и на здравоохранение, между тем приверженность здоровому образу жизни закладывается именно в школьном возрасте, указал Михаил Абызов. Увеличивая финансирование пропаганды здорового жизни в школах, можно избежать дополнительных затрат на лечение россиян от различных недугов в будущем, полагает он.

Мы можем потратить сотни миллиардов рублей на профилактику сердечно-сосудистых заболеваний, а можно потратить 5–10 млрд на образование с тем, чтобы не было, что профилактировать. Здесь сообщающиеся сосуды, и в этой части рассматривать комплекс медицинского обеспечения, медицинских услуг необходимо вместе с образовательными и смотреть, в том числе, возможность дополнительного финансирования наших школьных программ и соответствующих предметов, образовательных циклов, чтобы нам потом не пришлось тратить кратно больше средств на то, чтобы лечить наших граждан», — считает министр.

Михаил Абызов также выступил за радикальную перестройку механизма независимой оценки качества оказания социальных услуг, в том числе в сфере образования, которая нуждается в радикальной перестройке. Удовлетворённость людей образовательными услугами по результатам независимой оценки находится в пределах от 80 до 90%, а объективная социология показывает, что в целом услугами образования удовлетворены лишь 32–40% граждан в зависимости от региона.

Вопрос: зачем нам нужна такая независимая оценка? Этот механизм необходимо сохранить, но его надо радикально перестроить. Без независимого взгляда на качество образования нам не обойтись, но нельзя действовать в формате "у нас всё хорошо", который не позволяет обратить внимание на проблемные вопросы, а гражданам не позволяет выбрать образовательное учреждение. Основное предназначение этого инструмента — дать возможность гражданину выбрать, где учиться, а где лечиться. Нам надо подумать и предложить механизм более адекватный и качественный», — сказал министр.

В систему российского образования необходимо более активно привлекать частный капитал, уверен Михаил Абызов. Речи о том, чтобы сделать частным всё образование в стране, не идёт, подчеркнул он. Государственное образование является ядром и основой всей системы образования в Российской Федерации. Однако частный капитал, по его словам, предъявляет новый спрос, формирует новые стандарты, помогает быстрее адаптировать лучшие международные практики. Михаил Абызов предложил вернуться к дискуссии о том, как сделать участие частного капитала в образовании более качественным, оптимальным, чтобы избежать двойной бухгалтерии. Михаил Абызов сообщил, что недавно вместе с министром образования Ольгой Васильевой посетил «Хорошколу», которая представляет собой хороший пример того, каким может быть образование за счёт привлечения частных средств. Проект функционирует за счёт частных денег и уже на третий год вышел на полную самоокупаемость.

Говоря об общем уровне открытости министерства образования, Михаил Абызов отметил, что за прошедший год министерство в этой части продвинулось на 8 позиций и заняло 21 место в рейтинге открытости федеральных госорганов, подготовленном Открытым правительством и ВЦИОМ. Он выразил уверенность, что Минобрнауки имеет все возможности для того, чтобы в рейтинге по итогам этого года попасть если не в первую десятку, то в топ-15 самых открытых органов власти. Министр также отметил высокое качество работы Минобрнауки с публичной декларацией целей и задач. Он напомнил, что задача по формированию таких деклараций была поставлена Президентом РФ в 2013 году. Тогда глава государства отметил, что у каждого министерства и ведомства по несколько десятков крайне важных приоритетных задач, но когда их начинают доносить до людей, то они ничего не понимают. Президент тогда предложил выделить каждому ведомству 3–5 ключевых и значимых задач на текущий период, изложить их в понятном формате и отчитаться перед людьми, каким образом они выполнены.

Министерство реализует этот формат не первый год. В этом году это снабжено соответствующей инфографикой. Очень наглядный и полезный материал. Открываешь — и понятно. Я благодарен министерству и здесь присутствующим региональным министрам, что этот формат реализуется и на уровне субъектов РФ», — сказал Михаил Абызов.

Глава Минобрнауки Ольга Васильева, в свою очередь, сообщила, что в начале февраля текущего года министерство предоставило Экспертному совету при Правительстве РФ отчёт о реализации публичной декларации целей и задач за 2016 год и обозначило особо значимые для общества цели и задачи министерства на 2017 год.

Целевые показатели, заявленные в 2016 году, были достигнуты. Наша декларация размещена на официальном сайте, она включает в себя все направления деятельности министерства, мы постоянно взаимодействуем с общественными институтами. Ясность и понятность действий министерства обеспечивает основу для конструктивного диалога и оптимальных решений», — отметила Ольга Васильева.

Михаил Абызов напомнил, что несколько недель назад Президент РФ также призвал сделать более понятной для людей работу в рамках реализации приоритетных проектов. Минобрнауки реализует 5 таких проектов. Важную роль здесь, по словам министра, должны играть общественные площадки и организации, которые консолидируют общественное мнение, в том числе общественный совет при Минобрнауки. В ближайшее время будет сформирован его новый состав. Общественный совет должен стать интегратором общественной дискуссии и проводником целей и задач, которые Минобрнауки хочет донести до граждан, указал Михаил Абызов.


Все события