Состоялось итоговое заседание коллегии Минтруда

31 Марта 2017

Министерство труда и социальной защиты демонстрирует впечатляющие результаты в части внедрения механизмов открытости. Общественный совет при Минтруде можно считать эталонным, министерство и подведомственный ему Роструд активно публикуют открытые данные, внедряют электронные сервисы для граждан и организаций, в понятной и доступной форме информируют общество о своей работе. Это отметил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, выступая 31 марта на итоговом заседании коллегии Минтруда. В числе задач, которые стоят перед министерством в текущем году, он назвал улучшение позиций в рейтинге открытости госорганов, доработку совместно с Открытым правительством закона о независимой оценке качества соцуслуг и участие в реформе госконтроля.

Принципы открытости стали основой для повседневной работы Минтруда, отметил Михаил Абызов. Высокую оценку он дал общественному совету при министерстве, который работает с 2013 года. Это один из первых общественных советов, который был сформирован с применением новых подходов: кандидаты в него отбирались путём прямого интернет-голосования.

Общественный совет при Министерстве труда в какой-то степени является эталонным для организации работы общественных советов других наших министерств и ведомств. Во-первых, он работает регулярно и в очном режиме. Это означает, что в таком формате острота дискуссии, понимание проблем происходит не в бюрократической плоскости, а в формате выработки совместных компромиссных конструкций. Ту нагрузку, которую на себя взял общественный совет при Минтруде по предварительному обсуждению проектов нормативно-правовых актов, ни один совет на себя не взял. Это не просто дань уважения общественности, а реальный инструмент по повышению качества документов, которые готовит министерство», — отметил Михаил Абызов.

Общественный совет доказал, что он не декоративный, а вполне боевой, считает его председатель Елена Тополева-Солдунова. В минувшем году на площадке совета велись горячие дискуссии по ряду общественно значимых инициатив, в том числе по методическим рекомендациям оценки нуждаемости и установлению критериев нуждаемости, по мерам социальной поддержки.

Что касается задач на будущее, есть момент, над которым надо подумать: это взаимодействие общественного совета нашего министерства с общественными советами региональных ведомств. У нас нет единых правил, по которым формируются общественные советы в региональных органах исполнительной власти, они формируются по разным принципам, и есть активные советы, есть не очень. Связь с региональными советами пока не налажена», — отметила она.

Общественный совет взаимодействует с самыми разными экспертными площадками, в том числе с Экспертным советом при Правительстве. В своей работе министерство исходит из принципов социального партнёрства, отметил член Экспертного совета, президент РСПП Александр Шохин.

Представители бизнеса участвовали в подготовке нормативно-правовых актов всех уровней, проектов законов, проектов постановлений Правительства, приказов министерства. Наши представители с самого начального этапа разработки этих проектов входили в состав создаваемых министерством рабочих групп. Это и такие судьбоносные вопросы, как пенсионная реформа, защита работников при банкротстве работодателя и реформирование системы обязательного социального страхования», — отметил он.

Глава Минтруда Максим Топилин также отметил конструктивное взаимодействие, которое министерство наладило с общественниками. Все инициативы и нормативные документы Минтруда отрабатываются в рамках общественного совета, подчеркнул он.

Это происходит очень непросто. Каждый раз мы убеждаем в правильности наших предложений. Находим где-то поддержку, где-то — не всегда поддержку. Но это та открытая деятельность, без которой мы с вами не можем уже в современном обществе существовать», — отметил Максим Топилин.

В то же время оба министра считают, что в пересмотре нуждается деятельность общественных советов при региональных и муниципальных органах власти, в задачи которых входит независимая оценка качества оказания социальных услуг. Соответствующий закон ранее был разработан Минтрудом. Он также предусматривает отбор на конкурсной основе организации, которая должна проводить социологические исследования. На прошлой неделе в ходе заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам глава государства высказал позицию, что такие общественные советы формируются «для галочки», они абсолютно лояльны к руководителям ведомств и функций общественного контроля не выполняют.

Практики имеются различные. Часто руководитель ведомства приглашает круг тех экспертных организаций, которые могут провести оценку. И говорит: вы любую цену назначьте, конкурс выиграйте, мне главное — хорошая оценка. Потом сочтёмся. В итоге независимая оценка качества некоторых социальных услуг показывает уровень удовлетворённости 75%, а социология — 35%. Вопрос: кого мы обманываем? Люди профанации здесь не потерпят. На сегодняшний день основной общественный запрос — это запрос на справедливость и объективность. И здесь я считаю, что нам надо руководствоваться таким принципом: пусть результат будет не совсем нас удовлетворять, но он будет объективный», — сказал Михаил Абызов.

В этом году предстоит оценить имеющиеся практики и вернуться к вопросу о возможной корректировке закона о независимой оценке качества социальных услуг и провести работу над ошибками, обратился министр к главе Минтруда. Максим Топилин, в свою очередь, сообщил, что на заседании Государственного совета, которое, как ожидается, состоится 4 мая, планируется представить перечень из 10 регионов, в которых эта работа построена «для галочки». Не хотелось бы, чтобы на региональном и муниципальном уровне идея общественных советов была девальвирована, согласился глава Минтруда. Тот, кто хочет сделать общественный совет «карманным», по его мнению, просто не понимает, что происходит в жизни.

Михаил Абызов дал высокую оценку работе Минтруда и Роструда по раскрытию информации. Так, в формате открытых данных раскрыто более 39 наборов. Роструд развивает электронные сервисы: база вакансий «Работа в России», единая справочная система в области охраны труда, пенсионный калькулятор. Уже третий год министерство готовит публичную декларацию целей и задач, она является фронтальной обложкой тех основных целей и задач, которые министерство представляет обществу и по исполнению которых отчитывается. Задача по их формированию была поставлена Президентом в 2013 году.

Основная цель — чтобы людям на простом языке сформулировать цели и задачи работы министерства и ведомства на предстоящий период. Очевидно, что в работе каждого ведомства существуют даже не десятки и порой не сотни основных задач. И Минтруд в этом отношении ведомство нагруженное, но люди не считывают такое количество сигналов. Им надо сказать на простом языке: вот 5 вопросов, которые являются для нас главными, и вот как мы их решили. Такая практика должна стать основой для работы и региональных органов власти», — сказал Михаил Абызов.

Тем не менее, в рейтинге открытости министерств и ведомств, который в декабре представили ВЦИОМ и Открытое правительство, Минтруд опустился с 8 на 18 место. Это связано с тем, что другие ведомства сильно продвинулись вперёд, а не с тем, что Минтруд стал хуже работать, заметил Михаил Абызов.

Минтруд принимает непосредственное участие в проведении реформы контрольно-надзорной деятельности, которая получила статус приоритетной программы в рамках Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Министерство разработало планы реализации двух из восьми проектов реформы: по внедрению системы профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти и по внедрению эффективных механизмов кадровой политики. Они утверждены проектным комитетом реформы. А Роструд, в свою очередь, является одним из 12 министерств и ведомств, которые будут участвовать в реформе в приоритетном порядке.

Роструд, по мнению министра, сделал феноменальный шаг вперёд по обеспечению прозрачности своей деятельности для предпринимателей. Ведомство одним из первых принялось за пересмотр старых советских актов, начало внедрять риск-ориентированный подход, профилактику и переход от «репрессивного» к сервисному формату надзора.

В то же время министр назвал избыточными требования, которые предъявляют надзорные ведомства к рабочим местам на предприятиях и в организациях.

Три года мой кабинет не могут проверить на соблюдение всех требований. А всё потому, что, если его проверят, его закроют. Потому что там не выполняются требования по освещённости, по вентиляции, подставка для компьютера не такого размера и далее по тексту. Требования составлены так, что выполнить их невозможно. А зачем тогда мы издеваемся над предпринимателями? Давайте начнем с себя. Поэтому нам в срочном порядке совместно с Роспотребнадзором необходимо эти требования пересмотреть. В противном случае это будет источником для коррупции», — сказал Михаил Абызов.

В этом году Минтруду совместно с Открытым правительством также предстоит разработать документы, которые станут основой для кадрового аудита в надзорных ведомствах. Объективную картинку системы оплаты труда в наших надзорных ведомствах на территориальном уровне не удаётся получить уже в течение полугода, констатировал Михаил Абызов.

Для того чтобы проводить мероприятия по оптимизации, надо понимать, что инспектору, во-первых, надо зарплату повысить. Надо посмотреть, сколько получает управленец и насколько это отличается от инспектора, а у нас практики здесь разные есть, и это нарушение указаний Президента. Напрашивается вопрос, нужны ли нам в каждом органе отделы по учёту кадров. Казначейство, налоговые службы все эти функции давно уже централизовали. А высвободившиеся ресурсы необходимо направить на повышение оплаты труда инспекторского состава», — считает министр.

Этот вопрос, по его словам, обсуждался на правительственной комиссии под председательством вице-премьера Дмитрия Козака, соответствующие решения планируется закрепить в поручении Правительства.


Все события