Закон о госконтроле может быть рассмотрен Госдумой в осеннюю сессию

14 Марта 2017

Совместными усилиями государства, бизнеса и экспертного сообщества удалось добиться значительных результатов в части совершенствования контрольно-надзорной деятельности. Число плановых проверок по ряду видов надзора начало уменьшаться, однако существенное снижение административного давления пока в основном ощущают малый и средний бизнес. Придание комплексной реформе госконтроля статуса приоритетного проекта будет способствовать более интенсивному снижению нагрузки на предпринимателей и даст импульс принятию фундаментального закона о государственном и муниципальном контроле и надзоре. Так считают участники конференции «Контрольно-надзорная деятельность: интересы бизнеса и государства», которая состоялась 14 марта в рамках Недели российского бизнеса.

Законопроект, который зафиксирует новый, «умный» подход к осуществлению контрольно-надзорной деятельности в России, разрабатывается по поручению Президента РФ с 2015 года. Работа над документом идёт в формате Открытого правительства, с максимальным вовлечением всех заинтересованных сторон. Законопроект может быть рассмотрен Государственной Думой в осеннюю сессию, полагает министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Я считаю, что реалистичный срок рассмотрения этого законопроекта в Государственной Думе — это, всё-таки, осенняя сессия. График пока складывается таким образом. Этот закон ещё не поставлен в график рассмотрения Правительством на ближайшие полтора месяца. Мы максимально усиливаем темп работы, находимся на финишной прямой. Основная наша задача — принять закон в этом году. Будем ориентироваться на это. Если получится принять его в первом чтении в весеннюю сессию — это будет хорошо», — сказал министр.

Он также отметил, что законопроект при рассмотрении на площадке нижней палаты парламента должен будет получить отзывы субъектов федерации, что также займёт некоторое время. По словам замглавы Минэкономразвития Саввы Шипова, за всё время работы над документом в ведомство поступило около 500 поправок от всех участников процесса, на данный момент остаётся 5–10 разногласий, которые в ближайшее время планируется урегулировать.

Комплексные преобразования в сфере контроля и надзора начались 2 года назад — меры по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности решено было не откладывать до принятия законопроекта. За это время был утверждён целый ряд нормативных актов, обеспечивающих, в том числе, внедрение риск-ориентированного подхода, совершенствование профилактики нарушений, введение института предостережений и практики чек-листов. За счёт введения моратория на проверки малого бизнеса количество плановых проверок за 2014–2017 год сократилось на полмиллиона. Благодаря учёту рисков при проведении контрольных мероприятий число плановых проверок в ряде ведомств значительно снизилось. Так, МЧС запланировало на 2017 год на треть проверок меньше, чем на 2016: если в прошлом году ведомство провело более 140 тысяч плановых проверок, то на текущий год запланировано порядка 97–98 тысяч. Роструд в прошлом году сократил план проверок на 25% и на столько же планирует сократить в этом году, чтобы выйти на отметку 10 тысяч проверок в год, сообщил глава ведомства Всеволод Вуколов. Росприроднадзор в 2017 году сократил плановые проверки на 38%, отметил руководитель службы Артём Сидоров.

Острые проблемы были сняты, и малые и средние предприниматели это почувствовали, ощутили снижение проверок. Если в последние 10 лет в части контроля и надзора всё только ухудшалось, то сейчас мы видим прорыв», — считает вице-президент «Опоры России» Марина Блудян.

В то же время результаты опроса предпринимателей, проведённого РСПП в прошлом году, говорят о том, что административная нагрузка на них всё ещё велика. Так, по словам президента РСПП Александра Шохина, плановые проверки в последние 2 года проходили практически в 94% компаний, а внеплановые — в 54%. Количество внеплановых проверок по сравнению с 2015 годом увеличилось. Более половины компаний сталкивались в ходе проверок с предъявлением неожиданных для них требований, более трети компаний увидели дублирование и противоречие требований.

Плановые проверки осуществляются разными органами и периодически кто-то под них попадает. Но в целом мы видим очень серьёзную положительную динамику. И с этой точки зрения рассчитываем на то, что приоритетная программа позволит количество проверок снизить. Реформа контрольно-надзорной деятельности стала задачей команды, и это ключевое изменение, которое произошло в 2016 году», — прокомментировал результаты опроса Савва Шипов.

Работа, действительно, проведена огромная, системная и выстроенная, отметил заместитель начальника Контрольного управления Президента РФ Валентин Летуновский. Он выразил благодарность Михаилу Абызову, благодаря которому, по его словам, и состоялось проектное управление в контрольно-надзорной сфере.

Вопрос реформы контроля и надзора вошёл в список приоритетных проектов, которые реализуются в рамках Совета при Президенте по стратегическому развитию, в том числе благодаря усилиям бизнес-сообщества, отметил Михаил Абызов. Сама реформа так же будет проходить с широким вовлечением бизнеса, для этого сформирован общественно-деловой совет, который возглавил Александр Шохин.

Сейчас можно говорить о том, что значительная часть работы проведена, по реформе контрольно-надзорной деятельности мы продвинулись достаточно далеко. Эта работа ведётся при самом активном участии министра Михаила Абызова, который пообещал, что не "слезет" с бизнеса, пока мы не дадим консолидированную позицию по ключевым вопросам. Теперь реформирование контрольно-надзорной деятельности вошло в число приоритетов Совета при Президенте по стратегическому развитию, и мы активно работаем с Правительством и бизнес-сообществом по его реализации», — отметил президент РСПП.

У реформы 3 основные задачи, напомнил Михаил Абызов. Первая — сокращение вреда по контролируемым государством рискам, то есть сокращение смертности, заболеваемости и экономических рисков. Вторая — сокращение административной нагрузки на бизнес в 2 раза к 2024 году. Третья — совершенствование системы госуправления надзорными функциями, что, по словам министра, позволит вывести государственную машину на новый уровень развития в части реализации функций по государственному контролю и надзору.

Совместимость первых двух задач — непростая тема. С одной стороны, надо радикально снизить нагрузку на бизнес, с другой стороны — сократить риски и ущерб, который реализуется. На сегодняшний день по вопросам смертности, заболеваемости и экономического ущерба по основным направлениям риска мы отстаём от передовых показателей стран ОЭСР в 2–3 раза», — отметил министр.

Для достижения этих задач будет реализовано 8 проектов, направленных, в том числе, на внедрение риск-ориентированного подхода, профилактику нарушений, внедрение системы оценки эффективности и результативности деятельности надзорных органов.

С этого года мы перестаём оценивать территориальные органы по количеству проведённых проверок. В первую очередь мы будем оценивать их по динамике реализованных рисков и нанесённого ущерба. Мы будем смотреть за тем, каким образом снижается смертность, травматизм, заболеваемость людей, негативные экономические последствия. Будем обращать меньше внимания на статистику проведённых проверок», — пояснил министр.

Одна из задач — перевести работу надзорных ведомств на сервисную модель взаимодействия с бизнес-сообществом, подчеркнул Михаил Абызов. Для этого будут проводиться ежеквартальные публичные балансовые мероприятия с участием инспекторов и бизнеса, на которых будет подробно разбираться правоприменительная практика.

Контролёр — это не тот, кто фиксирует нарушения и наказывает, а тот, кто должен разъяснять, каким образом лучше выполнить требования государства и каким образом предотвратить возможные нарушения. Рассчитываем, что эта открытая работа укажет основные болевые точки по тем надзорным требованиям, которые являются наиболее значимыми и часто нарушаются», — отметил министр.

Публичные доклады о правоприменительной практике станут «белой книгой добросовестного поведения для бизнеса», считают в Минэкономразвития.

Что касается перехода на проверки с учётом рисков, то до конца года все поднадзорные объекты предстоит распределить по категориям риска, и планы проверок на 2018 год сформировать уже с применением риск-ориентированного подхода.

Наиболее трудоёмкий проект реформы — актуализация и систематизация обязательных требований, которые должен исполнять бизнес. На сегодняшний день в России более 2 млн требований по 190 видам контроля и надзора, многие из которых уже устарели, многие являются дублирующими. Этот массив предстоит «разложить по полочкам» и систематизировать, выявить наиболее затратные требования, которые должны быть пересмотрены и отменены, указал министр. Эта работа будет вестись совместно с общественно-деловым советом. В его рамках создано 13 рабочих групп по наиболее значимым сферам контроля и надзора. По словам Михаила Абызова, ожидается, что уже в ближайшее время группы подготовят предложения по систематизации требований.

Модератором ревизии обязательных требований выступает Минюст.

Мы надеемся, что на нашей площадке удастся выйти на "дорожную карту" по каждому виду контроля и каждому виду предпринимательской деятельности, которые у нас в приоритете, для того, чтобы выйти на конкретные решения, конкретные изменения в нормативно-правовых актах, которые позволят решить заявленные проблемы», — отметил замминистра юстиции Михаил Гальперин.

Ещё одним треком, по его словам, станет создание стимулов к уменьшению числа обязательных требований. Концепция «One in — two out», предусматривающая отмену двух требований к бизнесу при принятии каждого нового требования, в ближайшее время будет вынесена на рассмотрение президиума Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Также предлагается провести кодификацию нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования, — упорядочить и структурировать существующие на сегодняшний день разрозненные акты.

Важное направление реформы — автоматизация системы контроля и надзора. На такой малоконтактный формат взаимодействия с проверяемыми уже переходит ФНС, которая благодаря этому уже сократила более чем в 3 раза количество выездных проверок. Подобные форматы взаимодействия с поднадзорными субъектами должны стать приоритетными для всех, указал Михаил Абызов.

Министр также обратил внимание на необходимость расширения негосударственных элементов контроля и надзора. В этой части, по его словам, нужно навести порядок и определиться, какие контрольно-надзорные функции можно отдать саморегулируемым организациям, а что оставить исключительно в ведении государства, исключив при этом дублирование.

Одним из приоритетов работы на текущий год станет подготовка законодательства, регулирующего лицензионную и разрешительную деятельность. По данным РСПП, в России насчитывается 541 вид разрешительной деятельности, для бизнеса связанные с этим вопросы крайне актуальны. Совершенствованием этих направлений планируется заняться в рамках общей работы по реформированию контрольно-надзорной деятельности в России, отметил Михаил Абызов.


Все события