Правительство распространило риск-ориентированный подход ещё на 33 вида госконтроля

13 Марта 2017

Правительство РФ значительно расширило перечень видов государственного контроля и надзора, которые должны осуществляться с применением риск-ориентированного подхода. Теперь новая модель, при которой интенсивность проверок зависит от степени риска на объекте или в целом в отрасли, будет использоваться ещё в 33 видах госконтроля. Соответствующее постановление Правительства подписал Премьер-министр Дмитрий Медведев.

Переход контрольно-надзорных органов на «умную» модель проверок был официально закреплён кабмином в августе прошлого года. Соответствующее постановление разрабатывалось при непосредственном участии экспертов Открытого правительства. В первый перечень видов контроля, которые уже с 2017 года должны осуществляться с учётом рисков, тогда были включены санитарно-эпидемиологический надзор, пожарный надзор и надзор в области связи. Документ также устанавливал правила и критерии отнесения проверяемых объектов к тому или иному классу опасности или категории риска. В феврале этого года перечень был дополнен ещё одним видом контроля — в сфере соблюдения трудового законодательства.

Теперь общее число видов контроля и надзора, которые должны осуществляться с учётом риск-ориентированного подхода, достигло 37. В перечень вошли, в частности, надзор в области безопасности дорожного движения, земельный, ветеринарный и транспортный надзоры, контроль за деятельностью по тушению пожаров в населённых пунктах, надзор в области гражданской обороны, надзор в сфере обращения лекарственных средств, контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и другие.

Федеральным органам исполнительной власти, курирующим эти направления, необходимо до 15 мая внести в Правительство проекты актов об утверждении критериев отнесения деятельности юрлиц и индивидуальных предпринимателей и производственных объектов к категориям риска или классам опасности.

Новый подход к проверкам позволит сконцентрировать внимание проверяющих органов на объектах, где нарушение безопасности может привести к наиболее тяжёлым последствиям, а также на злостных нарушителях. Такой подход позволит, с одной стороны, повысить в целом защищённость государства и общества за счёт повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности и оптимизировать трудовые и финансовые ресурсы проверяющих госорганов. А с другой стороны — освободить от чрезмерного внимания контролёров, избыточного административного давления и связанных с этим издержек добросовестных предпринимателей, чей бизнес не несёт в себе серьёзных потенциальных рисков. Важно, чтобы ведомственные методики отнесения к категориям риска были максимально прозрачны и понятны как предпринимателям, так и простым гражданам, и чтобы можно было безошибочно определить, к какой категории относится объект. Риск-ориентированный подход обязаны будут внедрить все без исключения контрольно-надзорные органы в рамках реализации приоритетной программы по реформе контроля и надзора», — отметил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Принципы риск-ориентированного контроля и надзора легли в основу приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности. План реформы утверждён президиумом Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам в декабре 2016 года, старшим должностным лицом является министр РФ Михаил Абызов. Программа предполагает, что планы проверок на 2018 год будут формироваться с применением риск-ориентированного подхода.

Риск-ориентированная модель проверок уже используется в большинстве развитых стран мира, её применение, по оценкам международных экспертов, позволило сократить общее количество проверок на 30–90%. Количество плановых проверок ряда российских надзорных ведомств, уже использующих риск-ориентированный подход, за последние годы значительно снизилось. Так, у МЧС плановых проверок в 2016 году было на 34% меньше, чем в 2014, а на 2017 год заявлено почти на 48% меньше проверок, чем в 2014. Роспотребнадзор в 2016 году сократил свои плановые проверки на 45% по сравнению с 2014 годом, число заявленных на 2017 год уменьшилось на 32% (к 2014). Роструд в прошлом году провёл на 35% проверок меньше, чем в 2014 году, на текущий год запланировал на 44% меньше. Количество проверок Россельхознадзора сократилось за 2 года на 71%, Ространснадзора — на 46%. МВД в 2016 году провело почти на 70% плановых проверок меньше, чем в 2014, а план на 2017 год на 81% меньше, чем было 3 года назад. В Росздравнадзоре сокращение проверок за 2 года составило более 17%, в Росприроднадзоре — 34%, в ФАС — 45%. На 2017 год Росприроднадзор и ФАС запланировали на 56% меньше проверок, чем 3 года назад.

При реформировании контрольно-надзорной деятельности особое внимание будет уделяться укреплению межведомственного взаимодействия — как информационного, так и административного.

Недобросовестный участник экономической деятельности, как правило, старается уйти от требований государства как по одному направлению, так и по другому. Совмещение информационных систем, наличие общей информационной базы позволит выявлять таких нарушителей на всех элементах цепочки. Также в рамках совместной работы с надзорами необходимо построить систему межведомственного взаимодействия в части администрирования, чтобы проверочные мероприятия не дублировали друг друга», — сказал Михаил Абызов.


Все события