Проектный комитет утвердил планы надзорных ведомств по реформированию госконтроля

6 Марта 2017

Проектный комитет приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» утвердил планы реализации программы, подготовленные пилотными ведомствами: МЧС, ФАС, ФНС, Россельхознадзором, Роспотребнадзором, Росздравнадзором, Ространснадзором, Росприроднадзором, Рострудом, Ростехнадзором и ФТС. За исполнение мероприятий, связанных с разработкой нормативно-правовых актов, будут отвечать заместители руководителей головных министерств, которые курируют работу надзорных служб. Порядок межведомственного взаимодействия при проведении проверок будет прописан в специальном регламенте. Такие поручения содержатся в протоколе по итогам заседания комитета, который подписал министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Список федеральных контрольно-надзорных органов, которые будут реализовывать проект в первую очередь, ранее утвердил президиум Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. На них приходится около 90% контрольно-надзорных мероприятий. В будущем этот перечень будет расширен, пока же остальные контрольно-надзорные органы будут реализовывать ключевые принципы программы самостоятельно. Старшим должностным лицом, отвечающим за реализацию программы в Правительстве, является министр РФ Михаил Абызов.

В ведомственных планах в привязке к отраслевой специфике прописаны действия по 8 направлениям реформы госконтроля: переход на риск-ориентированный подход с концентрацией проверок там, где выше риски для безопасности граждан; создание системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности; усиление профилактики нарушений; систематизация обязательных требований, выполнение которых проверяют инспекторы; совершенствование кадровой политики; противодействие коррупционным проявлениям; информатизация госконтроля, а также повышение качества надзора на региональном и муниципальном уровнях.

Один из наиболее качественных планов, по мнению Михаила Абызова, подготовило МЧС.

Считаю паспорт МЧС одним из наиболее проработанных, с непростыми и амбициозными показателями. Но есть полное ощущение, что они будут выполнены. Мы уже видим, как эта работа становится элементом ежедневного менеджмента в министерстве. Коллегам я рекомендую ориентироваться на эту планку», — сказал министр.

План МЧС предусматривает внедрение риск-ориентированного подхода по 6 основным видам контроля и надзора, которые находятся в его ведении. Основным рычагом станет наращивание профилактической составляющей в контрольно-надзорной деятельности — на 70% к концу 2025 года. Сокращение числа смертельных случаев и пострадавших, а также снижение ущерба должно составить 30% к 2025 году, снижение издержек бизнеса от мероприятий госконтроля — 50% к 2025 году.

Также министр отметил качество ведомственного плана ФНС: он предусматривает переход ещё на несколько уровней выше по целому ряду направлений, а также повышение дисциплинированности налогоплательщиков за счёт изменения качества среды. Такой подход применим не ко всем видам контроля и надзора, но ФАС и ФНС могли бы к нему присмотреться.

Ведомственные планы в будущем необходимо перевести их на язык «весёлых картинок», чтобы сделать более понятными для бизнеса и инспекторов, считает Михаил Абызов.

Нужен "короткий" продукт. Чтобы по каждому из паспортов появилась раскладка, которая показывала бы для граждан, для бизнеса, для сотрудников контрольно-надзорных органов, про что это. Должна быть единая иллюстрация, чтобы все понимали общую канву. Нужно визуализировать всё так, чтобы было понятно, что эта реформа несёт для граждан и бизнеса по каждому виду контроля и надзора», — подчеркнул Михаил Абызов.

По итогам реализации ведомственных планов в 2017–2018 году могут быть приняты решения об актуализации заложенных в них показателей, отметил министр.

При внедрении системы управления рисками и при планировании и проведении проверочных мероприятий госорганы должны будут обеспечить межведомственное информационное взаимодействие. Соответствующий регламент поручено подготовить Аналитическому центру при Правительстве (АЦП) до 27 марта.

Кроме того, проектный комитет утвердил сводные планы приоритетной программы по 6 из 8 направлений реформы. В этих документах прописан детальный план работы ведомств на 2017 год. Так, по профилактике нарушений обязательных требований зафиксировано 240 «точек», по управлению рисками — 270, по оценке эффективности госконтроля — 313. Аналитическому центру при Правительстве поручено до 3 апреля подготовить регламент межведомственного взаимодействия в части мониторинга достижения результатов, которые указаны в сводных планах.

АЦП с основными участниками программы надо подготовить облегчённый регламент, блок-схему по основным бизнес-функциям, чтобы можно было следить за информацией, контролировать исполнение и качество. Включая вопросы информационного обмена и использования информационных систем», — пояснил Михаил Абызов.

Сводные планы на 2017 год по кадровому и антикоррупционному направлениям будут утверждены позже. Пока же проектный комитет утвердил паспорта этих проектов до 2025 года. Антикоррупционный паспорт не противоречит ныне действующим актам, направленным на противодействие коррупции, подчеркнул министр.

У нас есть указ Президента о развитии гражданской службы и есть "дорожная карта", которая принята Правительством. Там введены определённые элементы кадрового менеджмента, которые нам предстоит внедрять для совершенствования системы государственного управления в целом. Этот паспорт не отменяет задачи по выполнению этих двух документов. Он развивает некоторые направления исходя из тех наработок, которые есть», — уточнил Михаил Абызов.

По одному из ключевых направлений реформы — переходу на риск-ориентированный контроль — положительные результаты есть уже сейчас. По данным, представленным Минэкономразвития, благодаря внедрению «умного» госконтроля МЧС удалось сократить число плановых проверок, заявленных на 2017 год, на 30% по сравнению с 2016 годом; Ростехнадзору — на 25,7%, Роструду — на 23%, Ространснадзору — на 18%, Росприроднадзору — на 32%. Однако есть и случаи, когда количество плановых проверок, наоборот, растёт. Так, например, Роспотребнадзор заявил на 2017 год примерно на 2,5% больше по сравнению с 2016 годом. В ведомстве это объясняют усилением надзора за безопасностью мест детского отдыха, а также включением внеплановых проверок в план по просьбе Генпрокуратуры. В то же время в Роспотребнадзоре заявляют об уменьшении проверок в традиционных отраслях, таких как общепит, торговля и сельское хозяйство. Сокращение количества проверок бизнеса не должно быть самоцелью, но увеличение количества проверок должно расцениваться как тревожный сигнал, считает Михаил Абызов. Каждый подобный случай, по его словам, необходимо отдельно изучать и анализировать.

Проектный комитет утвердил перечень из 45 видов контроля и надзора, в отношении которых будут реализованы мероприятия приоритетной программы, и одобрил требования к обоснованию предлагаемых ФОИВами категорий и критериев риска.

Федеральные контрольно-надзорные органы и их территориальные подразделения будут регулярно, в максимально публичном режиме, в том числе с использованием новых технологий, отчитываться перед предпринимателями и общественностью об итогах проведённых ими проверок. Методические рекомендации для ФОИВ, описывающие порядок проведения таких балансовых встреч, также одобрил проектный комитет. Первое такое мероприятие пройдёт с участием Михаила Абызова 7 апреля в Туле. Этот революционно новый формат общения контролёров с проверяемыми поможет предпринимателям понять, «как делать нельзя, а как делать можно», чтобы избежать нарушений в будущем.

Должна быть представлена информация о том, сколько проверили объектов, какие нарушения нашли, какие санкции применили, какие из нарушений соответствуют высокой категории риска, какие из типовых нарушений требуют профилактики и внимания со стороны поднадзорных субъектов. Нужны рекомендации, как делать надо, а как делать не надо. В этом общении мы будем совершенствовать, в том числе, механизм взаимодействия, переходить с репрессивной модели госконтроля и надзора к сервисной: на предупреждение, на профилактику, на предотвращение. Для того чтобы повышать качество среды администрирования и поведения подконтрольных субъектов», — подчеркнул Михаил Абызов.

На встречи будут приглашаться не только инспекторы и предприниматели, прошедшие через проверки, но и представители предпринимательских объединений, Общественной палаты РФ и региональных палат, бизнес-омбудсмены, члены отраслевых ассоциаций, а также федеральные и региональные журналисты. Участники смогут задавать контролёрам вопросы по ходу встречи, кроме того, ФОИВам рекомендуется транслировать «балансовые» в интернете с возможностью задавать вопросы онлайн, а также вести видеозапись.


Все события