Правительство утвердило требования к опросникам для проверок бизнеса

20 Февраля 2017

Инспекторы во время проведения надзорных мероприятий должны будут руководствоваться чек-листами — списками контрольных вопросов, ответы на которые позволят однозначно понять, соблюдаются ли на объекте обязательные требования. Как должны составляться такие опросники — указано в постановлении Правительства, которое подписано Премьер-министром Дмитрием Медведевым. Внедрение чек-листов предусмотрено «дорожной картой» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и приоритетной программой по реформе контроля и надзора, которая реализуется в рамках президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Старшим должностным лицом, ответственным за реализацию программы, является министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Уже до конца апреля контрольно-надзорные органы должны внести изменения в положения о видах контроля, предусматривающие использование проверочных листов. А начиная с 2018 года чек-листы должны будут в обязательном порядке использоваться при осуществлении проверок по всем видам надзора. Это предусмотрено в паспорте приоритетной программы по реформированию контроля и надзора», — отметил Михаил Абызов.

О необходимости ревизии обязательных требований и отказе от избыточных требований к бизнесу неоднократно говорило руководство страны. О введении проверочных листов, в частности в сфере трудового надзора, ранее говорил Председатель Правительства Дмитрий Медведев.

Готовятся специальные программные продукты, соответствующие сервисы для того, чтобы работодатели могли сами оценивать условия труда у себя через так называемые проверочные листы, то есть это самопроверка прежде всего. Создание указанного инструмента в формате интернет-сервисов позволит как проводить эту самооценку, так и получать заключение от инспекций труда, а не штрафы уже постфактум, и эти все ситуации корректировать у себя на производстве», — отмечал Премьер-министр.

Согласно постановлению, формы проверочных листов должны утверждать контрольно-надзорные органы федерального, регионального и муниципального уровня, а информация о разработке проектов соответствующих актов и итогах их общественного обсуждения должна размещаться на портале regulation.gov.ru. В форме необходимо указывать вид контроля или надзора, а также вид деятельности проверяемого субъекта или объекта, их категории риска и классы опасности. Кроме того, чек-лист должен содержать наименование органа госконтроля, а также реквизиты документов, в которых содержатся проверяемые требования. В чек-листе должен быть указан учётный номер проверки, по которому можно будет найти информацию в едином реестре проверок.

Проверочный лист может иметь и электронную форму, в этом случае он должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью. Утверждённые формы чек-листов затем размещаются в открытом доступе на официальных сайтах контрольно-надзорных органов, так что предприниматели смогут самостоятельно, до прихода инспектора, проверить, насколько соблюдаются обязательные требования на их объекте, и своевременно устранить нарушения.

Чек-листы будут включать в себя набор требований, касающихся повышенного уровня риска и потенциального ущерба, которые должны проверяться в первую очередь. Из тысячи существующих требований предстоит выделить те, которые обеспечивают защиту от существенных рисков. Именно на проверке этих требований и должны будут сконцентрироваться инспекторы. Такая практика в том или ином виде уже есть в ряде ведомств, в частности в ФНС, Роструде, Россельхознадзоре, Росфинмониторинге. Результативной при этом будет считаться и та проверка, в ходе которой никаких нарушений не выявлено. Таким образом, мы в корне меняем подход, при котором каждая проверка обязательно должна заканчиваться актом и выявлением нарушения. Нам важно сейчас перевести работу контрольно-надзорных органов с "палочной" системы на их ответственность по конечному результату. Взаимодействие инспекторов с проверяемыми субъектами должно строиться в формате не полицейском, а партнёрском, сервисном — с элементами консультаций и выработки совместных решений», — говорит министр РФ Михаил Абызов.

Для этого, по словам министра, должна быть принята формула «проверка как подарок», которую предложил бизнес, и которая соответствует лучшим практикам работы надзорных ведомств в ОЭСР. Для упрощения и повышения прозрачности взаимодействия между бизнесом и надзорными органами уже в следующем году планируется начать внедрение системы электронных «личных кабинетов» — как для поднадзорных субъектов, так и для самих инспекторов. Кроме того, появятся электронные паспорта проверок.

До конца февраля всем контрольно-надзорным органам необходимо утвердить и разместить на своих сайтах исчерпывающие перечни НПА, содержащих обязательные требования по каждому виду контроля. Это станет отправной точкой для пересмотра обязательных требований — они должны быть приведены в соответствие с лучшими международными регуляторными практиками, при этом непреложным правилом должно стать «1 in — 2 out», когда при введении одного нового требования отменяются два устаревших.

Сейчас мы сталкиваемся с тем, что требования не систематизированы, не понятны ни предпринимателям, ни сотрудникам контрольно-надзорных органов. Они по-разному могут интерпретироваться и применяться к одним субъектам и не применяться к другим. Предприниматель считает, что они к нему не относятся, а инспектор считает, что относятся. Здесь нам нужны достаточно скорые и ощутимые результаты. Есть вещи, по которым решение можно принять достаточно быстро. Относительно быстрые и ощутимые результаты дают и власти, и бизнесу аппетит для движения вперёд», — подчеркнул министр.

Для усиления работы по профилактике нарушений другим постановлением Правительства утверждены правила вынесения предостережения предпринимателям. Решение о направлении такого предостережения принимает руководитель надзорного органа или его заместитель на основании предложений должностного лица этого госоргана. В предостережении необходимо объяснить, какие действия юрлица привели или могут привести к нарушению обязательных требований и какие меры нужно принять, чтобы исправить ситуацию. Срок, в течение которого предпринимателю необходимо уведомить ФОИВ о принятии этих мер, также должен быть указан в предостережении, он должен составлять не менее 60 дней со дня направления предостережения. При этом документ не может содержать требований предоставить какие-либо сведения и документы. Предприниматель может выразить несогласие с вынесенным ему предостережением, обосновав свою позицию и направив её в контрольно-надзорный орган. Ответ от контролёров должен поступить не позже, чем через 20 рабочих дней со дня получения возражений. Обратная связь от поднадзорных субъектов будет учитываться контролёрами при организации профилактических мероприятий и при совершенствовании применения риск-ориентированного подхода.

В 2016 году в Кодекс об административных правонарушениях были внесены изменения, предусматривающие замену штрафов на предупреждение при первичном выявлении нарушений у малого и среднего бизнеса, а в 294-ФЗ были внесены поправки об использовании чек-листов.

Предпринимательское сообщество надеется, что эти нововведения будут способствовать снижению административной нагрузки на бизнес.

Бизнес ходит по минному полю. Мы сейчас говорим — вынесите на свои сайты все нормативные требования, которые существуют сегодня. Нам до конца не известны все документы, в которых содержатся требования. Мы крайне рассчитываем на чек-листы, которые заставят инспекторов приходить к нам со строго определёнными требованиями», — считает вице-президент «Опоры России» Марина Блудян.

Сейчас практически ни у кого из контролёров не внедрены проверочные листы, говорит вице-президент РСПП Александр Варварин.

Важно, чтобы такие листы использовались при проверках всех компаний, а не только малого бизнеса, и касались большинства видов контроля. Нужна и ответственность контролёров за проверку избыточных требований, не входящих в проверочные листы», — считает он.

Система должна полностью поменяться, перейти на риск-ориентированный подход, она должна быть направлена не на выписывание штрафов, а на профилактику, обучение, превентивность, считает президент «Опоры России» Александр Калинин.

Раньше ведь доходило до абсурда. Года три назад одна из региональных руководителей Роспотребнадзора на совещании гордилась тем, что её сотрудники собрали штрафов столько, что почти вышли на самоокупаемость. Ну, какие цели, такие и результаты! С бизнеса до сих пор собирают десятки миллиардов рублей штрафов. Нам больших трудов стоило внести изменения в КоАП о том, что при первом обнаружении нарушений надо выписывать предупреждение, а не штраф. Если предприниматель в разумные сроки не исправил или не оспорил предупреждение, то только потом следует штраф. А до этого дайте время исправить ситуацию. То есть, когда контрольно-надзорные ведомства из карающего органа превратятся в консультантов, они станут желаемыми посетителями для бизнеса. Мы рады, что Открытому правительству вместе с бизнес-объединениями удалось принять принципиально иную концепцию контроля и надзора», — говорит Александр Калинин.

Переход на риск-ориентированный подход был закреплён в августе прошлого года постановлением Правительства. Согласно этому документу, уже в 2017 году интенсивность и форма проверок по трём видам надзора — санитарно-эпидемиологическому, пожарному и надзору в области связи — будет зависеть от степени рисков на том или ином объекте. Минтруд подготовил проект изменений в это постановление, которые распространяют «умный» подход и на надзор в сфере соблюдения трудового законодательства. Свои замечания к документу ранее высказывал и Экспертный совет при Правительстве. Постановление также подписано Председателем Правительства.


Все события