Президиум Совета по стратразвитию утвердил паспорт реформы госконтроля

21 Декабря 2016

Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» утверждён на заседании президиума Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам, которое прошло 21 декабря под председательством Премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Старшим должностным лицом, отвечающим за реализацию программы в Правительстве, является министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

В паспорте приоритетной программы определены три ключевые цели реформы: снижение ущерба по контролируемым государством рискам, сокращение административной нагрузки на бизнес и повышение качества всей системы государственного контроля. Также в документе прописаны целевые результаты реформы в привязке к конкретным срокам.

Это без преувеличения один из наиболее сложных и масштабных проектов. По сути, мы должны обновить идеологию работы всей системы контроля и надзора в нашем государстве. Чтобы одновременно с сокращением рисков для жизни и здоровья людей перейти к современной модели контроля, которую принято называть партнёрской, сервисной. Одним из основных показателей станет не количество проверок, а развитие бизнеса. Это полностью соответствует и идеям послания Президента», — подчеркнул Премьер-министр Дмитрий Медведев.

Приоритетная программа будет реализовываться в 3 этапа, на каждом из которых планируется достигнуть конкретных результатов по 8 проектам. Это переход на риск-ориентированный подход с концентрацией проверок там, где выше риски для безопасности граждан; создание системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности; усиление профилактики нарушений; систематизация обязательных требований, выполнение которых проверяют инспекторы; совершенствование кадровой политики; противодействие коррупционным проявлениям; информатизация госконтроля, а также повышение качества надзора на региональном и муниципальном уровнях. При этом мероприятия программы и каждого из проектов составлены таким образом, чтобы уже в первые годы действия программы можно было увидеть реальные результаты.

Один из ключевых проектов — переход на риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности, который предполагает концентрацию работы контрольно-надзорных органов на рисках, которые представляют наибольшую потенциальную опасность.

Уже с 2018 года по итогам работы в следующем году все плановые проверки контрольно-надзорных органов должны будут осуществляться по объектам высокой категории риска. Такой же подход будет применяться к другим надзорным мероприятиям, в том числе внеплановым проверкам», — сказал Михаил Абызов.

Если график проверок будет формироваться с учётом классов опасности, это позволит исключить вопросы, почему одни объекты проверяют слишком часто, а другие, наоборот, слабо, подчеркнул в ходе заседания Дмитрий Медведев.

В 2018 году планируется внедрить динамическую модель управления категориями риска, которая позволит переводить объекты из одной категории в другую. В 2019–2025 годах должна заработать система «умного» госрегулирования, позволяющая на основе мониторинга и анализа результатов применения риск-ориентированного подхода принимать взвешенные управленческие решения.

Также в 2017 году будет внедрена новая система показателей результативности и эффективности, будут утверждены перечни и значения этих показателей. Затем будет утверждён Стандарт зрелости управления результативностью и эффективностью. Главная задача — сфокусировать проверки на максимальном сокращении ущерба для государства, граждан и бизнеса.

Особый акцент в реформе госконтроля будет сделан на профилактику нарушений. Эта задача была поставлена перед Правительством Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию. В рамках этой задачи в следующем году начнётся масштабная работа на уровне субъектов РФ, территориальных контрольно-надзорных подразделений по профилактике особо опасных рисков.

В ежеквартальном режиме мы будем проводить открытые слушания по итогам проверок, которые надзорные ведомства будут проводить в течение 2017 года. Будем обобщать выявленные нарушения, выделять нарушения высокой степени опасности и готовить методические рекомендации и разъяснения для бизнеса, каким образом организовать свою работу, чтобы избежать выявленных нарушений в будущем. За счёт этой масштабной работы мы рассчитываем существенно расширить понимание бизнесом тех требований, которые сегодня существуют на уровне государства и проверяются контрольно-надзорными органами», — пояснил Михаил Абызов.

На заключительном этапе реформы будет утверждён Стандарт комплексной профилактики нарушений, который будет включать консультации предпринимателей и механизмы досудебного обжалования решений контролёров. По отдельным видам контроля подконтрольных субъектов будут обучать проведению самообследования и самодекларирования.

Особое внимание будет уделено глобальной информатизации и автоматизации системы госконтроля, которая позволит усовершенствовать работу единого реестра проверок, развить систему личных кабинетов, повысить прозрачность, электронную доступность обязательных требований.

Начать внедрение системы личных кабинетов планируется уже в следующем году, сообщил Михаил Абызов. Большой опыт в этой части есть у Федеральной налоговой службы, указал министр.

Кроме того, это позволит нам существенно повысить качество межведомственного взаимодействия, когда информация о проведённых нашими ведомствами проверках будет доступна для других контрольно-надзорных органов. Это означает, что мы сможем избегать дублирующих проверок и снизить таким образом административную нагрузку для бизнеса», — отметил Михаил Абызов.

Информатизация, по его словам, станет также мощным инструментом по профилактике коррупционных нарушений: чем меньше контакта у предпринимателя с контролёром, тем меньше коррупционные риски. Профилактика коррупционных проявлений также предусматривает обучение инспекторов. Ежегодно, согласно паспорту проекта, такое обучение будут проходить не менее 30 тыс. федеральных госслужащих. В 12 ведомствах, участвующих в программе, должны быть утверждены карты коррупционных рисков, на их основе затем утвердят комплекс мероприятий по противодействию коррупции, в том числе оснащение инспекторов средствами фото- и видеозаписи на выездных проверках.

Также в рамках реформы госконтроля будет существенным образом совершенствоваться работа с кадровым составом надзорных ведомств. В этой связи на заседании Президиума высказывались предложения по оптимизации структуры контрольно-надзорных ведомств.

На сегодняшний день на федеральном, региональном и межрегиональном уровне есть достаточно много структур, их деятельность может быть оптимизирована, а за счёт освобождаемых ресурсов мы сможем, в том числе, поднять уровень оплаты труда нашему инспекторскому составу», — сказал Михаил Абызов.

По итогам реформы все 85 субъектов РФ должны внедрить целевую модель оптимизации контрольно-надзорной деятельности.

По результатам комплексного аудита кадрового обеспечения контрольно-надзорной деятельности будут разработаны и внедрены в 2018 году стандарты кадрового менеджмента. Они будут включать технологии привлечения, отбора и адаптации кандидатов, оценки их профессиональных качеств, систему материальной и нематериальной мотивации гражданских служащих, а также технологии «кадрового лифта». Эти стандарты должны в итоге перенаправить работу инспекторов на риск-ориентированный подход и увязать их вознаграждения с размером предотвращённого ущерба.

Уже в 2017 году обязательные требования будут пересмотрены для 5 массовых видов деятельности: розничная торговля, общественное питание, производство продуктов питания, операции с недвижимым имуществом, пассажирские перевозки. Также будет начат пересмотр требований по 5 наиболее значимым видам контроля (надзора), включая надзор за соблюдением трудового законодательства, экологический надзор, санитарно-эпидемиологический надзор. В 2018 году обязательные требования будут пересмотрены ещё для 5 сфер бизнеса.

Задача сложная, массив требований очень большой. Нужно разбирать завалы по отдельным секторам и видам деятельности, менять правила принятых новых требований, включая необходимость отмены существующих требований при введении новых, если они поглощаются вводимым требованием», — подчеркнул Дмитрий Медведев.

Согласно паспорту проекта, реформа должна привести к снижению числа смертельных случаев, заболеваний, пострадавших и травмированных по различным видам рисков к 2025 году на 50% по сравнению с 2015 годом. Снижение уровня материального ущерба должно сократиться на 30%, а уровень административной нагрузки на предпринимателей со стороны контролёров — на 50% по отношению к 2016 году. Индекс качества администрирования контрольно-надзорных функций, который учитывает оптимизацию использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных в госконтроле, при этом должен к 2025 году вырасти на 25%.

В процесс реформирования контрольно-надзорной деятельности будут активно вовлекаться деловые объединения. Основной площадкой для взаимодействия и обмена мнениями станет общественно-деловой совет, который возглавил президент РСПП Александр Шохин. Российский союз промышленников и предпринимателей готов к самому активному участию в реализации реформы.

У нас очень эффективный комитет по надзорно-контрольной деятельности, и я надеюсь, что он будет ядром консолидации для коллег из других деловых объединений. Прежде чем выходить на общественно-деловой совет, мы будем пытаться консолидировать позицию бизнеса», — говорит президент РСПП.

В «Деловой России» также настроены на плотное сотрудничество с проектным комитетом реформы и рассчитывают, что реформа будет способствовать улучшению положения бизнеса.

Мы высоко оцениваем работу проектного офиса при Правительстве и министра Михаила Абызова по подготовке приоритетной программы по направлению "Реформа контрольной и надзорной деятельности". Безусловно, предусмотренное программой большое количество мероприятий в перспективе приведёт к улучшению ситуации в данной сфере», — говорит сопредседатель «Деловой России» Алексей Репик.

Вместе с тем, горизонт планирования документа достаточно дальний, поэтому, по его словам, особое внимание необходимо уделить получению быстрых изменений. Закончить актуализацию обязательных требований предполагается только к 2024 году, при этом именно на неэффективную регуляторику приходится не менее 2% ВВП. Ситуация с госконтролем в экологии, промышленной безопасности, фитосанитарном и ветеринарном контроле носит для бизнеса критический характер и так же должна быть урегулирована в первоочередном порядке, считает Алексей Репик.

Поддерживают реформу и в экспертном сообществе.

Позиция Михаила Абызова по реформе контрольно-надзорной деятельности может существенно облегчить ведение бизнеса», — считает председатель совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин.


Все события