Критерии оценки общественных советов доработают вместе с общественниками

20 Декабря 2016

Методика оценки и критерии эффективности деятельности общественных советов при федеральных министерствах и ведомствах пройдут дополнительное обсуждение с членами самих общественных советов — у них остаются замечания к документу. Соответствующую стратегическую сессию министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов предложил провести в январе-феврале на площадке Общественной палаты РФ или Открытого правительства. Документ, подготовленный Общественной палатой и Экспертным советом при Правительстве РФ, был рассмотрен 20 декабря на заседании Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства.

Перезагрузка общественных советов, которую мы проводим совместно с Общественной палатой, в целом проходит успешно. Тем не менее, важно, чтобы наши вновь созданные и действующие общественные советы имели ориентиры, каким образом будет оцениваться их работа с точки зрения общественных организаций, гражданских активистов, эффективна она или нет, отвечает ли запросам общества и каким образом использовать результаты этой оценки для повышения эффективности работы», — подчеркнул Михаил Абызов.

Нужно не только осуществить перезагрузку общественных советов и обеспечить их работу с новым лицом, но и помочь им в содержательной части, отметила, в свою очередь, член Общественной палаты Лидия Михеева. Представленная на заседании методика оценки эффективности деятельности общественных советов — это, по её словам, результат большой совместной работы с Экспертным советом, а также широкого общественного обсуждения.

Согласно документу, решение о начале проведения оценки принимает рабочая группа, состоящая из представителей Общественной палаты и Экспертного совета при Правительстве. Поводом для проведения оценки могут служить обращения членов Общественной палаты, Экспертного совета при Правительстве или руководителя федерального органа исполнительной власти. Для оценки работы общественных советов предлагается использовать более двух десятков критериев — как количественных, так и качественных. Среди них — полнота информации о деятельности общественного совета и её доступность на официальном сайте; освещение его деятельности в СМИ; количество проведённых заседаний, слушаний и круглых столов, в том числе совместно с общественными советами при других ведомствах; актуальность и важность рассматриваемых проблем; число рассмотренных общественно значимых нормативных актов и вынесенных по ним предложений, а также количество предложений, учтённых в итоге ФОИВами; степень участия общественного совета в выработке политики ведомства и т.д.

При этом деятельность общественного совета может быть признана эффективной, если она строго соответствует законодательству РФ; очные заседания проводятся не реже раза в квартал; у общественного совета есть реализованный план работы, которая соответствует целям и задачам общественного контроля; если общественный совет не нарушает морально-этических норм и при ряде других условий.

Это компромиссный документ. Чтобы не было субъективного взгляда, мы предусмотрели формирование рабочей группы. Мы собрали максимально широкий набор критериев, чтобы посмотреть на работу советов с разных сторон. Однако есть и спорные сюжеты», — сказал член Экспертного совета при Правительстве Александр Брагин.

В самих общественных советах при министерствах и ведомствах поддерживают необходимость принятия такой методики, однако считают, что представленный документ нужно доработать. Так, председатель общественного совета при Росприроднадзоре Юлия Шабала предложила существенно сократить число субъективных критериев оценки и добавить баллы по остальным критериям, чтобы сделать механизм оценки более чётким. Она также отметила, что некоторые из предложенных направлений оценки, например рассмотрение обращений граждан, в принципе не входят в полномочия общественных советов.

Нужно посмотреть, насколько критерии соответствуют полномочиям общественных советов. Так, например, подготовка нормативно-правовых актов не входит в их компетенцию», — согласилась председатель общественного совета при Казначействе Елена Маркина.

Критериев оценки слишком много, однако не хватает тех, которые оценивали бы контроль со стороны общественного совета за расходованием денег налогоплательщиков, отметил, в свою очередь, член общественного совета при Минздраве Сергей Недорослев.

Об активности членов общественного совета нужно судить по прозрачности работы ведомств, полагает председатель общественного совета при Рослесхозе Евгений Шварц. Также, по его словам, важно наличие прямой связи между членами совета.

Большое значение имеет также возможность ознакомления членов общественного совета с проектами нормативно-правовых актов перед их отправкой в Минюст. Если общественный совет смог этого добиться, то это крупный прорыв», — считает он.

При оценке работы общественных советов Евгений Шварц предложил также учитывать наличие у них собственных сайтов в интернете, а также то, насколько заблаговременно о предстоящих заседаниях информируются СМИ.

Кроме того, нужно определиться, будет ли оценка эффективности общественных советов носить системный характер или ситуационный, считают участники заседания.

Михаил Абызов предложил провести ещё одну итерацию обсуждения документа. Для этого он поручил в январе-феврале организовать стратегическую сессию с участием председателей общественных советов и наиболее активных членов, а также представителей федеральных органов исполнительной власти, которые больше всех продвинулись во взаимодействии с общественными советами. Он подчеркнул, что важно сразу утвердить качественный документ, а не временную методику, которая затем будет меняться. В противном случае ведомства, которые ответственно работают с общественными советами, будут дезорганизованы.

Материя работы общественных советов очень тонкая — она находится на стыке общественной повестки и внимания, общественного контроля и задач, связанных с повышением эффективности органа власти за счёт соучастия в разработке и принятии решения. Здесь соприкасаются задачи, связанные с гражданским направлением и с узкоотраслевой экспертизой. Важно не фиксировать "хрупкие" механизмы, оценивать работу общественного совета — это не то же самое, что оценивать взаимодействие органа власти с общественным советом», — подчеркнул министр.

Он также усомнился в необходимости чрезмерной концентрации на количественных показателях работы общественных советов. Недопущение принятия одного плохого закона, по его словам, может перевесить все остальные количественные показатели.

На заседании Правкомиссии также были одобрены списки кандидатов в обновлённые составы общественных советов при Росимуществе, Минвостокразвития, Росстате, Минфине и Росстандарте.

Михаил Абызов также сообщил, что по окончании работы над методологическим обеспечением деятельности общественных советов на федеральном уровне Открытое правительство и Общественная палата перейдут к методической поддержке работы общественных советов в регионах. Это касается как территориальных органов, так и министерств и ведомств региональных правительств. Создание общественных советов при региональных органах исполнительной власти предусмотрено майскими указами Президента, напомнил Михаил Абызов.


Все события