Корпоративное управление в России: итоги года

29 Ноября 2016

Принятый в 2014 году Кодекс корпоративного управления начал помогать российским компаниям повышать эффективность, более половины из них уже применяют в своей деятельности большинство рекомендаций этого документа. Итоги внедрения кодекса обсуждались 28 ноября на Всероссийском форуме по корпоративному управлению.

Кодекс корпоративного управления был разработан при участии рабочей группы по созданию Международного финансового центра (МФЦ) и Экспертного совета при Правительстве. Он описывает базовые принципы и конкретные механизмы совершенствования корпоративного управления, в нём содержатся положения о правах акционеров, роли советов директоров, раскрытии информации, управлении рисками, политике вознаграждений и другие. Внедрение кодекса в компаниях с госучастием началось в 2014 году. Перечень акционерных обществ, в которых его положения должны реализовываться в приоритетном порядке, был утверждён поручением первого вице-премьера Игоря Шувалова. В него вошли 13 компаний: «Ростелеком», «Роснефть», «Транснефть», «Алроса», «Русгидро», «Аэрофлот», «Россети», ВТБ, ФСК, РЖД, «Совкомфлот», «Газпром» и Сбербанк (взаимодействует по внедрению кодекса с Банком России, внедрение кодекса в нём не анализировалось). Кроме того, по собственной инициативе начала внедрять рекомендации кодекса «Башнефть».

Очевидно, что повышение качества корпоративного управления, в том числе внедрение и применение рекомендаций кодекса, является крайне актуальным в текущих экономических условиях. Формирование сильных функций внутреннего аудита, внутреннего контроля и системы управления рисками призвано обеспечить прозрачность деятельности государственных компаний для акционера и для общества. Конечно, это пока ещё первый опыт, но общий экономический и управленческий эффект уже очевиден, и стоит подумать над тем, чтобы его масштабировать, расширяя круг компаний, которые будут внедрять кодекс», — говорит министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

В части повышения качества корпоративного управления в России планируется целый ряд новшеств, отметил президент РСПП Александр Шохин. По всем предложениям, по его словам, ведётся очень активный диалог с регуляторами: Минэкономразвития, Росимуществом, Центробанком.

Важно учитывать интересы всех заинтересованных сторон, не только регулятора и не только миноритариев, но и других участников процесса для принятия сбалансированных решений. Тот факт, что за 10 лет доля государства выросла в 2 раза, позволяет говорить, что одна из ключевых задач — это совершенствование корпоративного управления в государственных компаниях», — отметил Александр Шохин.

В конце сентября 2016 года Экспертный совет при Правительстве и рабочая группа по созданию МФЦ провели анализ хода внедрения кодекса в 13 приоритетных компаниях. Исследование показало, что многие компании активно действуют в этом направлении, две из них уже применили 12 из 13 рекомендаций кодекса. Тем не менее пока ни одна из наблюдаемых экспертами российских компаний с государственным участием не внедрила полностью все рекомендации кодекса, отобранные для мониторинга. В топ-3 лидеров по-прежнему находятся «Башнефть», «Ростелеком» и «Алроса». К лидерам добавилась компания «Россети», которая продвинулась в рейтинге с 5-го на 3-е место, ФСК поднялась на 5-ю строчку. РЖД, напротив, опустилось с 7-й на 9-ю позицию, а «Газпром», ранее отмеченный экспертами как фактически игнорирующий внедрение рекомендаций кодекса, поднялся на строчку выше.

Положения кодекса активно реализуются и в других компаниях. По данным первого заместителя председателя Банка России Сергея Швецова, более 60% из 83 проанализированных компаний исполняют большинство позиций кодекса. При этом 21% компаний исполняют требования кодекса больше чем на три четверти. Это достаточно хорошие результаты, считает зампред ЦБ. Однако компании пока недостаточно хорошо могут объяснить, почему те или иные положения кодекса не исполняются: внятные ответы дали лишь 20% компаний.

В целом всё это говорит о том, что мы видим позитивную динамику: кодекс начинает помогать компаниям повышать свою эффективность. Но нужно помнить, что он будет приносить пользу, только если будет внедряться органически, а не механически. Корпоративное управление — это не жёсткая инструкция, как вести себя руководителям компаний. Это смесь искусства с учётом лучших практик. Кодекс, который был принят в 2014 году, и есть свод этих лучших практик», — отметил Сергей Швецов.

Он подчеркнул, что, несмотря на неравномерное внедрение лучших практик корпоративного управления в российских компаниях, не стоит заниматься исключительно подталкиванием отстающих. Сегодняшним лидерам нужно давать инструментарий, который позволит им закрепить свои успехи и продвигаться вперёд, уверен зампред ЦБ.

Особое внимание в будущем, по его словам, необходимо уделить совершенствованию института совета директоров. Сергей Швецов, в частности, выступил за введение ответственности для членов советов директоров за свою работу. Если общество страдает от неэффективного совета директоров, от неправильных стратегических решений, если акционеры теряют деньги, а государство — налоги, люди должны отвечать, по крайней мере, своей деловой репутацией, подчеркнул он.

Нужно повысить уровень доверия инвесторов и гражданского общества к акционерным обществам, которыми управляет государство. Здесь очень важна выработка стандартов и правил, которые позволяли бы получать объективную информацию о деятельности компаний», — отметил руководитель Росимущества Дмитрий Пристансков.

Когда у компании — с государственным участием или с частным капиталом — есть понимание основных задач, есть долгосрочная программа развития и конечная цель с отдельными этапами её достижения, и коллектив всё это поддерживает — это и есть корпоративная культура, подчеркнул глава Росимущества. Он также подчеркнул необходимость ежегодной самооценки качества корпоративного управления — акционерные общества должны научиться смотреть на себя в зеркало. Компании, по его словам, должны просчитать все риски, связанные с внедрением Кодекса корпоративного управления, — а они есть даже при применении новых, современных методологий и рекомендаций, которые Росимущество разрабатывает совместно с Экспертным советом при Правительстве и с профессиональным сообществом.

Особое внимание компании должны уделять открытой информационной политике, раскрытию информации о деятельности акционерного общества, убеждён Дмитрий Пристансков. Если информация не размещается на сайте компании, значит, не достигаются какие-то цели, есть о чём умалчивать или имеет место простая халатность, полагает он.

Открытость и прозрачность должны быть в повестке советов директоров, согласен управляющий партнёр PwC в России Игорь Лотаков. Доверие сейчас становится для компаний конкурентным преимуществом, уверен он.


Все события