Правкомиссия рассмотрела реализацию ряда механизмов Стандарта открытости

28 Июня 2016

В ходе заседания Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства 28 июня были рассмотрены вопросы реализации ряда механизмов Стандарта открытости. В частности, члены Правкомиссии обсудили методические рекомендации по работе министерств и ведомств с референтными группами, рекомендации по повышению открытости итоговых заседаний коллегий федеральных органов исполнительной власти, а также было объявлено о начале нового этапа конкурса «Открытые данные РФ».

Открытые данные — это данные органов государственной власти, представляемые в машиночитаемом формате и свободные от авторских прав. Это могут быть наборы статистической информации, реестры, государственные базы данных, на основе которых бизнес может создавать мобильные приложения и электронные сервисы для граждан. Публикация открытых данных является одним из ключевых механизмов, сформулированных в Стандарте открытости органов власти.

Стимулировать создание полезных для граждан мобильных приложений призван Всероссийский конкурс «Открытые данные Российской Федерации», который проводится под эгидой Открытого правительства в партнёрстве с Аналитическим центром при Правительстве РФ, Минэкономразвития и Минкомсвязи. Конкурс впервые прошёл в 2015 году, на участие в нём было подано около сотни заявок. Тогда в финал вышли 18 проектов, которые могут принести реальную пользу гражданам, а также представителям бизнеса и чиновникам в их повседневной жизни. В мае 2016 года стартовал второй всероссийский конкурс, награждение победителей состоится в декабре этого года. Организаторы рассчитывают, что число заявок на этот раз может превысить 250, а количество перспективных проектов-победителей составит более 30.

Министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов призвал федеральные министерства и ведомства принять активное участие в конкурсе, в том числе в части постановки задач разработчикам и предоставления наборов данных.

В течение двух недель мы запускаем сайт конкурса, на нём будут приниматься онлайн-заявки. Один хакатон пройден, другой — в октябре, подведение итогов на саммите "Открытые данные" — в декабре», — отметила член Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства Екатерина Шапочка.

В ходе заседания также была принята обновлённая версия плана мероприятий «Открытые данные». Предыдущая версия плана мероприятий была принята в декабре 2014 года. С тех пор появился ряд уточнений и дополнений, по некоторым мероприятиям изменены сроки и ответственные.

Напомним, план мероприятий «Открытые данные Российской Федерации» на 2016–2017 годы, подготовленный Советом по Открытым данным, предусматривает совершенствование технических требований к публикации открытых данных, разработку методики оценки качества работы с открытыми данными. Также в план входит разработка методологии прогнозирования и оценки социально-экономического эффекта от раскрытия государственных, муниципальных и корпоративных данных; комплексный анализ баланса рисков, угроз и факторов роста, связанных с раскрытием данных, в том числе факторов, связанных с обеспечением национальной безопасности.

Другим вопросом в повестке заседания Правкомиссии стал проект методических рекомендаций для министерств и ведомств по работе с референтными группами. Рекомендации были разработаны Экспертным советом при Правительстве с учётом лучших практик, реализованных в работе Минтруда, МЧС, Минэнерго, Минпромторга. Правкомиссия в целом одобрила документ и поручила доработать его в течение 10 дней с учётом поступивших замечаний и донести до ФОИВ.

Как показали результаты внутренней оценки уровня открытости, проведённой министерствами и ведомствами в 2016 году, работа с референтными группами нуждается в серьёзном совершенствовании. За реализацию этого механизма ведомства поставили себе одни из самых низких баллов, а средний балл составил 12 из 30 возможных. На наиболее высокие баллы свою работу с референтными группами оценили Минобороны (28 баллов), ФССП (26 баллов), Росстат (25 баллов), Минэнерго (24 балла), Росалкогольрегулирование (24 балла).

В проведённом два месяца назад самообследовании реализация нашими министерствами и ведомствами такого механизма, как взаимодействие с референтными группами, получила наиболее низкую оценку. Это говорит о том, что сами министерства считают организацию этой деятельности наиболее проблемной зоной», — отметил Михаил Абызов.

Напомним, работа с референтными группами также является одним из 10 элементов Стандарта открытости федеральных органов исполнительной власти.

Необходимость более структурированного подхода к этой теме диктуется тем, что сами референтные группы становятся всё более активными. Они не просто реагируют активнее на решения, принимаемые органами исполнительной власти, но и предлагают свою повестку. Не взаимодействуя на системной основе с референтными группами, ведомства рискуют столкнуться с ростом протестных настроений и недовольством», — отметила член Экспертного совета Елена Тополева-Солдунова.

Однако, по её словам, у многих представителей министерств и ведомств вызывает беспокойство необходимость проводить дополнительный объём работы, не обеспеченный ресурсами, в том числе кадровыми.

Речь идёт о том, как мы обеспечиваем взаимодействие, по сути дела, с клиентами министерств и ведомств. Государственная политика реализуется не для начальников, а в интересах граждан. Если у нас для того, чтобы пообщаться с нашими клиентами, что является прямой обязанностью любого министерства и ведомства, нет ресурсов, то вопрос: зачем вообще тогда мы работаем?» — возразил Михаил Абызов.

Об опыте взаимодействия Минпромторга с референтными группами рассказал первый заместитель министра Глеб Никитин. По его словам, министерство выделило 12 референтных групп: промпредприятия, отраслевые объединения, региональные профильные органы исполнительной власти. Чтобы конкретизировать список, разделили промышленные предприятия на федеральные и региональные. Сформировали порядок взаимодействия через личные кабинеты, 60% референтных групп дают еженедельную обратную связь. Ведётся активная работа с регионами.

Еще одним вопросом в ходе заседания Правкомиссии стало исполнение министерствами и ведомствами рекомендаций Открытого правительства по проведению коллегий.

В этом году кампания по проведению итоговых коллегий отличалась от прошлого года. Это стало менее бюрократичным и более интерактивным мероприятием, где министерства и ведомства помимо сухого отчёта по статистике исполнения основных параметров работы своих отраслей дают ответы на наиболее острые и актуальные вопросы в рамках своих приоритетов», — отметил Абызов.

В феврале прошлого года Правительственная комиссия по координации деятельности Открытого правительства утвердила методические указания по повышению открытости коллегий. Они разработаны Экспертным советом при Правительстве РФ после анализа практики проведения итоговых коллегий по поручению Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева.

В заключении Правкомиссия одобрила требования к кандидатам и НКО, их выдвигающим, в члены общественных советов при Минфине, Росстандарте, Ространснадзоре, Росрыболовстве, Федеральном агентстве по делам национальностей, Роскомнадзоре и Росимуществе.

Процедуру отбора кандидатов будем проводить в сентябре, чтобы обеспечить большее общественное внимание, большую конкуренцию среди кандидатов», — уточнил Абызов.

Напомним, по новым правилам, разработанным совместно Экспертным советом при Правительстве и Общественной палатой, первыми свои общественные советы «перезапустили» Минприроды и Минтранс, вслед за ними — Минкавказ, Минспорт, Федеральная таможенная служба, Росмолодежь, Ростуризм, Минсельхоз, Минпромторг, Рособрнадзор. В процессе «перезагрузки» находятся общественные советы при Минздраве, Роспатенте, Росприроднадзоре, Росавиации.


Все события