Государственные расходы нуждаются в серьёзной оптимизации

17 Июня 2016

Государственные расходы, в том числе инвестиции компаний с государственным участием, нуждаются в серьёзной оптимизации. Использование механизма технологического и ценового аудита позволяет значительно их экономить, благодаря этой процедуре уже удалось добиться экономии средств государственной казны при реализации ряда проектов. Эти и другие темы обсудили 16 июня участники пленарной сессии Открытого правительства «В поисках лучших практик управления государственными инвестициями», прошедшей в рамках Петербургского международного экономического форума.

Мы на прошлой неделе участвовали в заседании инвестиционного комитета РЖД, рассматривали ход реализации инвестиционного проекта по развитию Азово-Черноморского транспортного узла. Общая стоимость проекта составляет 162,2 млрд рублей. Первый этап технологического и ценового аудита позволил оптимизировать его стоимость на 7,3 млрд рублей, в том числе 6,6 млрд рублей — по предложениям аудитора. Аудитором было предложено отказаться от реализации ряда мероприятий, которые он счёл избыточными на ближайшую перспективу. И это только первый этап аудита эскиза проекта. Мы в тысячу раз уже окупили затраты на консалтинг, в результате которых и получили такую экономию», — сказал министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

На следующем этапе будет проведён аудит каждого объекта, которых в общей сложности более 40.

Впервые под эгидой Открытого правительства механизмы технологического и ценового аудита были применены в отношении таких инфраструктурных проектов, как ЦКАД, БАМ, Транссиб. Созданная на базе Экспертного совета при Правительстве РФ рабочая группа сопровождает данные проекты в беспрецедентно открытом режиме с участием экспертов, общественных контролеров, СМИ.

К примеру, за счёт механизмов аудита при проведении открытых конкурсных процедур по первой секции ЦКАД экономия по различным статьям составила от 9 до 16% от изначальной стоимости в 52,393 млрд рублей.

По итогам аудита проекта модернизации БАМа и Транссиба его показатели также было предложено пересмотреть. Проект предусматривал увеличение его пропускной способности на 55 млн тонн — с примерно 55–58 млн тонн до 110 млн тонн. Но в результате проведённого независимого аудита было решено увеличить пропускную способность на 75 млн тонн — с 55 млн тонн до 130 млн тонн. По оценкам экспертов, это позволит государству сэкономить около 100 млрд рублей.

Президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров, в свою очередь, отметил, что приоритетом холдинга является создание инфраструктурных условий для привлечения транзитных грузов и развития российского бизнеса.

Компания реализует крупные проекты, имеющие геоэкономическое значение, и заинтересована в сотрудничестве не только в финансовом плане, но и в технологиях», — подчеркнул Белозёров.

В феврале 2016 года состоялось общественно-экспертное обсуждение результатов ТЦА ещё шести объектов Восточного полигона. Благодаря аудиту проектной документации РЖД рассчитывает сэкономить 1,6 млрд рублей при суммарной стоимости всех шести объектов порядка 18 млрд рублей. По итогам аудита были сформулированы типовые замечания, которые будут учтены при реализации других масштабных проектов компании.

Заместитель министра экономического развития Николай Подгузов предложил стимулировать частные инвестиции за счёт проектного финансирования.

Государство больше не может обеспечивать прежние объёмы средств. Теперь его основная задача — связать частного инвестора и те средства, которые остались у государства. Здесь могут свою роль сыграть институты развития. Сейчас на инфраструктурные проекты 800 млрд рублей есть у госбанков, ещё 150 млрд рублей — у топ-20 частных банков, 150 млрд рублей у НПФ, у второго круга НПФ ещё 200 млрд рублей и т.д. Если всё сложить, то получится свыше 1 трлн рублей денег, предназначенных для вложения в инфраструктуру», — сказал Подгузов.

По мнению заместителя министра финансов РФ Андрея Иванова, инвесторам необходимо создать долгосрочные условия. Он уверен, что устойчивое финансовое положение государственных компаний — это главный признак эффективности.

Подводя итоги дискуссии, Михаил Абызов ещё раз обратил особое внимание на необходимость учиться по-другому относиться к казне и государственным расходам.

В государственных расходах есть серьёзные риски, так как не видно никаких границ, при этом тратятся деньги на объекты, проекты, которые могут быть реализованы частным капиталом. Тем самым искажаются все соответствующие экономические сигналы, стимулы и материи участников рынка, потому что государство таким образом становится субъектом рынка. Это приводит к тому, что государственные инвестиции зачастую становятся "токсичными" инвестициями, искажающими нормальную, качественную экономическую жизнь. Ведь в большинстве случаев частный капитал создаёт добавленную стоимость, новые рабочие места и потребляет новые технологии, потому что заинтересован в лучших технологических решениях», — подчеркнул министр.

Обеспечить проведение обязательного публичного технологического и ценового аудита всех крупных инвестиционных проектов с государственным участием Правительству поручил Президент России Владимир Путин в майском указе №596. Результаты ТЦА ряда крупных инвестиционных проектов, проведённого экспертными организациями, обсуждаются с участием Экспертного совета при Правительстве.


Все события