Эксперты обсудили перспективы новой экономической политики для России

20 Апреля 2016

Для перехода России на новый этап экономического развития необходимо соблюдение нескольких условий, среди которых снижение инфляции, повышение доступности финансовых ресурсов для бизнеса, сокращение рисков при ведении предпринимательской деятельности и реформа государственного контроля и надзора. Такая точка зрения содержится в докладе Высшей школы экономики «Экономика России: перед долгим переходом», который 20 апреля обсудили участники Апрельской международной конференции по проблемам развития экономики и общества.

Бизнес по-прежнему испытывает значительную административную нагрузку, ему и обществу в целом не хватает долгосрочных и среднесрочных ориентиров, отметил глава РСПП Александр Шохин, открывая конференцию. Горизонты стратегического планирования, по его словам, сократились, подготовка долгосрочных и среднесрочных стратегических документов буксует, а экспертное и деловое сообщество недостаточно вовлечено в процесс их подготовки.

Один из основных выводов доклада — в ближайшие 10 лет России следует ожидать среднесрочных темпов роста экономики в размере 1,5–2%. По мнению главы Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина, этот сценарий можно считать пессимистическим и стагнационным. Министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов с этой точкой зрения не согласился. За эти проценты роста ещё придётся побороться, полагает он.

Я отношусь к этому не как к пессимистичному, а как к достаточно оптимистичному сценарию. В сегодняшней ситуации это, на мой взгляд, достаточно завышенные параметры. В том числе по тем заключениям, которые готовил и представлял Председателю Правительства Экспертный совет при Правительстве РФ, сегодня основные наши тенденции экономического роста связаны со структурой экономики, в рамках которой у нас опора на внутренний спрос, поддерживаемый либо государственным капиталом, либо частными сбережениями и накоплениями, и в перспективе с учётом снижения уровня накоплений и сбережений можно рассчитывать на 0,5–1% роста. Это означает, что чтобы перейти к параметрам более 1–1,5% в условиях сохраняющейся конъюнктуры цен на нефть (40 долларов) и в условиях принятых параметров дефицита бюджета в размере 3% рассчитывать можно только на рост ВВП за счёт наращивания экспорта», — отметил Михаил Абызов.

По его словам, приоритет должен отдаваться экспорту высокотехнологичной продукции, однако сложность заключается в том, что в России производство новых технологий и спрос на них практически не стимулируется: с одной стороны — отсутствие естественных, фундаментальных основ для появления новых инновационных предприятий и низкая конкуренция на внутреннем рынке, а с другой — необходимость формирования новых предприятий и бизнесов для того, чтобы обеспечить устойчивый рост за счёт экспортных поставок на международный рынок.

Старые инструменты ни для ниши крупного бизнеса, ни для ниши малого бизнеса не работают. Нам необходимо разрабатывать, по сути дела, новую экономическую политику, которая совмещала бы, с одной стороны, совершенствование работы институтов, как государственных, так и финансовых, так и элементы прагматичной и оперативной деятельности государства по созданию этой новой экономики. Здесь придётся поработать руками, чтобы эту машину запустить. Она сама от изменения институциональной среды не запустится», — подчеркнул министр.

Михаил Абызов также обратил внимание на проблему, связанную с обязательствами государства по предоставлению социальных благ. Это, по его словам, фундаментальный вопрос, и здесь необходим более диверсифицированный подход, когда социальная политика отдельно реализуется для малообеспеченных слоёв населения и для людей с уровнем доходов выше среднего.

Основная задача на среднесрочную перспективу, как подчеркнул Михаил Абызов, заключается в радикальном повышении качества государства.

Без принципиальных изменений в качестве государственного управления мы не сможем ни изменить структуру экономики, ни обеспечить параметры экономического роста и доходов населения. Контроль и надзор является серьёзным государственным функционалом, его реорганизация и повышение качества тоже будут иметь принципиальное значение», — сказал министр.

В докладе Высшей школы экономики одним из условий перестройки экономики страны является демонтаж существующей системы контроля и надзора. По данным, которые озвучил ректор института Ярослав Кузьминов, в результате деятельности контрольно-надзорной системы в её нынешнем виде потери бизнеса составляют около 2% ВВП в год. По оценкам бизнес-объединений, эти потери составляют ещё больше — 5% ВВП.

Сейчас в вопросах реформирования контрольно-надзорной деятельности Правительство переходит от теории к практике, отметил Михаил Абызов. Он напомнил, что 1 апреля Премьер-министр утвердил ключевой в этом плане документ — «дорожную карту» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности на 2016–2017 годы. Этот документ, как пояснил министр, предполагает радикальное изменение принципов законодательства и нормативных правовых актов, которые регулируют контрольно-надзорную деятельность, а также переход на риск-ориентированный подход, в рамках которого госконтроль будет сконцентрирован на объектах повышенного риска. В рамках «дорожной карты» предполагается также внедрение новых информационных систем, которые позволят осуществлять контроль и надзор дистанционно на основании профилей рисков. Это, в свою очередь, позволит не только сделать контрольную деятельность более прозрачной, но и будет способствовать сокращению числа коррупционных проявлений и злоупотреблений.

Кроме того, «дорожная карта» предусматривает глобальный пересмотр системы обязательных требований, которые предъявляются к проверяемым объектам.

Система обязательных требований, которая на сегодняшний день существует, серьёзно устарела, и их выполнение как раз ведёт к затратам бизнеса, о которых мы говорили ранее. Высокотехнологичным предприятиям предписывается выполнение норм и требований, составленных в 60–70-е годы прошлого века, которые с новыми технологиями не имеют ничего общего, и их выполнение просто бессмысленно и стоит дорого. Основная задача — пересмотр всей системы обязательных требований. Это несколько сотен тысяч серьёзных документов. Здесь потребуется масштабная работа с объединением усилий экспертного и предпринимательского сообщества, чтобы за 5 лет пересмотреть всю эту систему», — сказал Михаил Абызов.

Доклад Высшей школы экономики, по мнению Михаила Абызова, является хорошим заделом для работы Правительства и экспертов по формированию новой Стратегии развития России до 2030 года, работа над которой по поручению Премьер-министра ведётся с участием Экспертного совета при Правительстве. Основу этого документа планируется подготовить в течение этого года, сообщил Михаил Абызов. Затем она будет вынесена на общественное обсуждение. Вокруг этого документа должна пройти широкая, глубокая и открытая общественная дискуссия с привлечением всех заинтересованных сторон, подчеркнул он.


Все события