Эксперты поддержали интернет-петиции о повышении безопасности на ж/д переездах

30 Марта 2016

Интернет-петиции об ужесточении наказания для водителей за нарушение ПДД в зоне железнодорожных переездов и об оборудовании всех переездов системами видеорегистрации получили одобрение экспертной рабочей группы федерального уровня под руководством министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова. Заседание рабочей группы состоялось 30 марта. Ранее петиции набрали 100 тыс. голосов на портале «Российская общественная инициатива».

По мнению большинства участников обсуждения, проблема аварийности на железнодорожных переездах является очень актуальной и требует комплексного решения — как путём повышения штрафов за нарушения, так и путём улучшения технической оснащённости переездов. Согласно статистике, которую привёл автор обеих петиций, председатель профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Николай Ефремкин, с 2010 по 2015 год на переездах произошло 1520 ДТП, из них 436 — с пассажирскими поездами, более 1200 человек пострадало, из них 348 погибло. Материальный ущерб инфраструктуре подвижного состава РЖД составил почти 1 млрд рублей. В петиции предлагается увеличить штраф за нарушения на переездах с 1 тыс. до 5 тыс. рублей и ввести меру ответственности в виде лишения водительских прав на срок от 6 месяцев до 1 года по решению суда.

С необходимостью повышения штрафных санкций большинство участников слушаний согласились, а лишать водительских прав на 6–12 месяцев предложили лишь в случае повторных нарушений. Аналогичный законопроект, разработанный Законодательным собранием Пензенской области, уже находится в Госдуме. Кроме того, соответствующие поправки в законодательство подготовил и Минтранс и готов в ближайшее время внести их в Правительство. Они, помимо прочего, предполагают введение системы фото- видеофиксации со штрафом при повторном нарушении до 10 тыс. рублей.

Я предлагаю: поддержать эту инициативу, считать целесообразным принятие соответствующего нормативно-правового акта, устанавливающего уровень ответственности за нарушение правил дорожного движения при осуществлении переездов через инфраструктуру железных дорог. Госдуме — рекомендовать учесть предложения общественной инициативы при рассмотрении проекта закона, который сейчас находится в Госдуме, и учесть предложения Минтранса, в том числе о законодательном обеспечении технологических вопросов, связанных с оборудованием железнодорожных переходов средствами видеофиксации», — сказал Михаил Абызов.

По словам председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Плигина, законопроект Пензенской области до 18 апреля будет находиться в рассылке, после этого он может быть вынесен на рассмотрение депутатов. Комитет, со своей стороны, будет рекомендовать его к рассмотрению, добавил депутат, напомнив, что ряд аналогичных инициатив ранее был отклонён нижней палатой парламента из-за недостаточности статистики и декоративного характера предлагаемых санкций.

Мы благодарны авторам этой общественной инициативы и лицам, её поддержавшим. Во многом это может определить и рассмотрение данного предложения Законодательного собрания Пензенской области в Госдуме», — отметил Владимир Плигин.

Он также добавил, что вопрос ужесточения ответственности за нарушение ПДД на железнодорожных переездах неоднократно поднимался в ходе публичного обсуждения новой версии КоАП.

Одного только увеличения штрафов для повышения безопасности на железнодорожных переездах недостаточно, согласились члены рабочей группы. По словам замглавы МВД Игоря Зубова, прямой зависимости между размерами санкций и распространением того или иного вида правонарушений нет. Так, после повышения в 2013 году штрафов за нарушения при пересечении переездов до 1 тыс. рублей количество правонарушений, напротив, увеличилось, а аварийность при этом снизилась.

С точки зрения влияния на само явление гораздо важнее обеспечить неотвратимость наказания за правонарушение. Если мы обеспечим максимальное реагирование на факты подобных правонарушений с помощью различных методов, то тогда мы точно сократим количество таких правонарушений. Большую эффективность здесь демонстрируют системы видеофиксации», — отметил замминистра внутренних дел.

По данным начальника службы безопасности движения Центральной дирекции инфраструктуры РЖД Сергея Бондарева, в стране насчитывается около 10,8 тыс. переездов, из них примерно 1600 компания относит к особенно опасным и предлагает начинать оснащение системами видеорегистрации именно с них. На сегодняшний день такими системами оснащено лишь 48 переездов. Программа по повышению технической оснащённости переездов сейчас проходит согласование и будет подписана в ближайшее время, добавил представитель РЖД.

Минтранс, в свою очередь, в соответствии с утверждённым Председателем Правительства планом по снижению смертности на дорогах, в декабре внёс в кабмин законопроект, предусматривающий введение понятия фото- и видеофиксации на железнодорожных переездах как элемента обустройства инфраструктуры.

Если сам факт необходимости оснащения железнодорожных переездов сомнений ни у кого не вызвал, то способы реализации этой идеи нуждаются в дополнительной проработке. Автор соответствующей интернет-петиции предложил предусмотреть соответствующее направление в ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах», однако участники обсуждения сочли это невозможным. Один из рассматриваемых вариантов — государственно-частное партнёрство с участием РЖД и субъектов РФ.

По предварительным экспертным оценкам, оснащение системами видеофиксации 1600 наиболее опасных переездов может обойтись примерно в 150 млн рублей.

За счёт таких относительно небольших вложений мы, с одной стороны, получим источник возврата за счёт сбора повышенных штрафов, с другой стороны, это позволит предотвратить ущерб, который измеряется и большой материальной суммой, и, самое главное, человеческими жизнями», — считает Михаил Абызов.

По итогам заседания министр также предложил сформулировать ряд поручений для Правительства РФ и профильных министерств и ведомств. В частности, рекомендовать принять на уровне Правительства и соответствующих профильных ведомств комплексную программу по повышению безопасности дорожного движения на железнодорожных переездах, в том числе в части их технологического оснащения средствами безопасности дорожного движения, включая и технологии видеофиксации. В ней необходимо чётко определить ответственных, приоритеты установки средств видеофиксации, источники и форматы её реализации.

Ещё одним направлением для дальнейшей работы, по словам Михаила Абызова, должна стать подготовка мероприятий по профилактике нарушений ПДД на переездах наряду с использованием социальной рекламы и дополнением учебных программ в автошколах. Речь идёт о формировании у водителей навыков действия в экстренных ситуациях, в том числе при приближении поезда, пояснил министр.

Снижению аварийности на железнодорожных переездах, по мнению Михаила Абызова, также могло бы способствовать и создание систем оповещения о графике движения на таких переездах. В крупных городах РЖД и МВД могли бы участвовать в создании специальных мобильных приложений, которые с учётом геопозиции показывали бы водителям график перекрытия соответствующих переездов, чтобы те, в свою очередь, могли планировать графики и маршруты поездок.


Все события