Противодействие коррупции: планы на 2016–2017 годы

26 Января 2016

Дальнейшие шаги по совершенствованию государственной антикоррупционной политики обсуждали 26 января на заседании Совета при Президенте по противодействию коррупции под председательством Владимира Путина. Глава государства отметил, что за прошедшее время принято немало действенных антикоррупционных мер, внедрены механизмы, помогающие выявить коррупционные схемы на любом уровне. Вместе с тем сегодня важно двигаться дальше и, прежде всего, решать задачи, поставленные в Послании Федеральному собранию, указал он.

Только за 9 месяцев 2015 года по уголовным делам о коррупции осуждено свыше 8800 человек. Почти 11 тысяч должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение антикоррупционных стандартов», — такие данные привел Владимир Путин.

Среди приоритетных направлений работы по противодействию коррупции Президент РФ обозначил повышение эффективности правоприменения в антикоррупционной сфере, совершенствование работы структур, контролирующих расходование бюджетных средств.

В свою очередь, глава Администрации Президента Сергей Иванов, подводя итоги исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2014–2015 годы, отметил, что поставленные в этом документе задачи в целом решены. Что касается отдельных поручений, срок исполнения которых продлён на 2016 год, то работа над ними продолжается.

В частности, с целью дальнейшего снижения административного давления на бизнес идёт подготовка правил совместных проверок контрольно-надзорных органов в рамках единого реестра проверок (реестр создан в рамках реформы системы государственного контроля, которую сопровождает Экспертный совет при Правительстве РФ). Также в самое ближайшее время на госслужбе будут внедрены программные продукты по автоматизированному заполнению и обработке справок о доходах и расходах чиновников. Кроме того, регламентированы вопросы, связанные с иностранными финансовыми инструментами, обеспечена обработка локальных актов по профилактике коррупции в организациях, подведомственных федеральным органам власти.

Национальный план противодействия коррупции утверждается Президентом РФ сроком на 2 года. Нацплан, рассчитанный на 2014–2015 годы, был утверждён указом главы государства от 11 апреля 2014 года. Документ призван решить такие задачи, как совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах РФ; активизация антикоррупционного просвещения граждан. План содержит 27 поручений Правительству РФ и 44 — иным государственным органам и организациям. В числе исполнителей по ряду поручений — министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Говоря о новом Национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы, Сергей Иванов заявил, что одним из его приоритетов является усиление работы по пресечению конфликта интересов.

Подчёркиваю, это особо касается субъектов федерации и муниципальных образований, где ситуация далеко не благополучная», — отметил глава Администрации Президента.

Кроме того, по словам Сергея Иванова, приоритетами нацплана являются выработка мер по обеспечению неотвратимости имущественной ответственности коррупционеров и организация эффективного противодействия коррупции на уровне субъектов федерации.

Экспертный совет при Правительстве РФ в рамках исполнения поручения Михаила Абызова ранее подготовил свои предложения для внесения в проект нацплана на 2016–2017 годы. Некоторые из них были учтены в текущей версии проекта документа. Они касаются, в том числе, продолжения работы по развитию эффективных мер предотвращения конфликта интересов и расширения мер ответственности.

Эксперты, в частности, выступили за подготовку предложений о мерах ответственности должностных лиц за ненадлежащее использование должностных полномочий в условиях неурегулированного конфликта интересов, а также об ответственности руководителей ведомств за невыполнение подчиненными обязанности по урегулированию конфликта интересов.

В проекте нового нацплана нашли также отражение предложения Экспертного совета о совершенствовании законодательства об антикоррупционной экспертизе, а также о проведении исследования формирования стандартов антикоррупционной направленности и стандартов надлежащего управления в негосударственной сфере и о продолжении работы по анализу коррупционных рисков для выявления типичных коррупционных практик.

В проект нацплана также вошла инициатива экспертов об обязательном обучении руководителей федеральных и региональных органов исполнительной власти и их заместителей, а также глав госкомпаний и корпораций подготовке внутриведомственных актов в сфере противодействия коррупции. Речь идёт, в том числе, о разработке ведомственных планов по противодействию коррупции, что предполагалось нацпланом на 2014–2015 год. Минэкономразвития, министру РФ по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову и подконтрольным Правительству министерствам совместно с Экспертным советом при Правительстве было поручено ежеквартально обеспечивать контроль за выполнением этих планов. В Экспертном совете неоднократно отмечали, что большинство ведомственных антикоррупционных планов носят формальный характер, в них не учитывается отраслевая специфика, нет чётко поставленных целей, не определены конкретные мероприятия и ответственные за их выполнение лица.

У Экспертного совета остаётся ряд предложений в текущую версию проекта нацплана. Так, эксперты настаивают на введении персональной ответственности руководителей федеральных и региональных органов исполнительной власти за неисполнение положений ведомственных планов и нацплана в целом. Невыполнение Национального плана противодействия коррупции предлагается при этом расценивать как невыполнение антикоррупционного законодательства РФ и организовать постоянный мониторинг выполнения требований нацплана. Кроме того, они предлагают ввести, помимо прочего, в юридическую систему понятия «совместный финансовый интерес» и «фактический выгодополучатель», разработать определения данных понятий и подготовить соответствующие изменения в законодательство.

Борьба с коррупцией, безусловно, является важнейшим направлением работы Правительства. Как показал опрос граждан в рамках подготовки рейтинга открытости наших министерств и ведомств, который мы готовили совместно с ВЦИОМ, запрос общества на борьбу с коррупцией очень велик», — отметил Михаил Абызов.

В рамках нацплана на 2014–2015 годы была поставлена задача обеспечить в министерствах и ведомствах необходимую инфраструктуру противодействия коррупции, в том числе обеспечить возможность приёма обращений граждан по коррупционным проявлениям, напомнил он. Под этим подразумевается создание специальных разделов на информационных ресурсах министерств и ведомств, специальных каналов связи, определение ответственных сотрудников.

По результатам "контрольной закупки" выяснилось, что только 26 министерств и ведомств имеют необходимые информационные ресурсы на своих интернет-сайтах, хотя это очень простая техническая работа. И только 13 из 26 помимо информации на сайтах имеют телефоны доверия, по которым можно сообщить о коррупционных проявлениях. Такой уровень создания инфраструктуры — невысокий — ограничивает и возможность граждан сообщать о коррупции», — отметил министр.

Важно, чтобы чиновники не оставляли без внимания обращения граждан и принимали соответствующие меры, подчеркнул Михаил Абызов.


Все события