Проект Нацплана противодействия коррупции на 2016–2017 годы: предложения экспертов

10 Декабря 2015

Экспертный совет при Правительстве РФ в рамках исполнения поручения министра по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова подготовил предложения для внесения в проект Национального плана противодействия коррупции на 2016–2017 годы. Эксперты сформулировали 12 поручений, которые, по их мнению, должны содержаться в плане. Они уже внесены Михаилом Абызовым в Правительство с последующим направлением в Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции.

Национальный план противодействия коррупции утверждается Президентом РФ сроком на 2 года. Действующий Нацплан, рассчитанный на 2014–2015 годы, был утверждён указом главы государства Владимира Путина от 11 апреля 2014 года. Документ призван решить такие задачи, как совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах РФ; активизация антикоррупционного просвещения граждан; обеспечение исполнения законодательных актов и управленческих решений в области антикоррупции в соответствии с Национальной стратегией противодействия коррупции. План содержит 27 поручений Правительству РФ и 44 — иным государственным органам и организациям. В числе исполнителей по ряду поручений — министр РФ Михаил Абызов.

Одно из главных предложений экспертов для обновлённого Нацплана — ввести персональную ответственность руководителей федеральных и региональных органов исполнительной власти за подготовку и исполнение положений ведомственных планов противодействия коррупции, а также Национального плана.

Действующий Нацплан предполагал разработку ведомствами своих антикоррупционных планов и внесение в них изменений, направленных на достижение конкретных результатов, а также контроль за выполнением мероприятий плана. Во исполнение этих поручений главы государства Председатель Правительства Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития, министру Михаилу Абызову и подконтрольным Правительству министерствам совместно с Экспертным советом при Правительстве ежеквартально обеспечивать контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами.

Опыт подготовки и реализации федеральными органами исполнительной власти ведомственных антикоррупционных планов в 2014–2015 годах был недостаточно эффективным. Ситуация за последнее время, к сожалению, не изменилась. В этой связи крайне важно, чтобы ведомства разработали "качественные планы" на 2016–2017 годы. Запрос общества на борьбу с коррупцией очень велик, а значит — текущую ситуацию необходимо немедленно исправлять», — считает министр РФ Михаил Абызов.

В Экспертном совете неоднократно отмечали, что большинство ведомственных антикоррупционных планов носят формальный характер, в них не учитывается отраслевая специфика, нет чётко поставленных целей, не определены конкретные мероприятия и ответственные за их выполнение лица. Введение персональной ответственности повысит качество антикоррупционной работы ФОИВ и руководителей региональных органов исполнительной власти, считают эксперты.

В прошлые годы мы сталкивались с откровенным игнорированием требований Нацплана — конкретного документа, в котором заняты абсолютно конкретные направления работы, по которым нужно отчитываться. Существующий сейчас формальный подход к подготовке ведомственных планов противодействия коррупции, их исполнению, а также выполнению Национального плана противодействия коррупции связан, прежде всего, с тем, что не определены конкретные санкции и ответственные за невыполнение обозначенных обязанностей», — считает руководитель рабочей группы по экспертному обеспечению развития антикоррупционных механизмов при Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства Кирилл Кабанов.

Кроме того, эксперты предлагают в обязательном порядке обучать руководителей ФОИВ, их заместителей, руководителей региональных органов исполнительной власти и ответственных заместителей, а также руководителей госкомпаний и корпораций составлению внутриведомственных актов в сфере противодействия коррупции. Данная мера, по их мнению, позволит устранить основную причину фиктивного исполнения составления таких документов — непонимание и недостаточное изучение основных целей, задач и методов, заложенных в стратегическом документе. В ходе изучения внутриведомственных, региональных планов по противодействию коррупции было установлено, что более 90% из них не соответствуют целям и задачам, определенным Нацпланом на 2014–2015 годы.

Для исключения формального подхода со стороны ведомств к работе с планами эксперты также предлагают определить невыполнение Нацплана противодействия коррупции как невыполнение антикоррупционного законодательства РФ и организовать постоянный мониторинг выполнения требований этого документа. Соответствующие функции, по их мнению, может взять на себя Управление Президента РФ по вопросам противодействия коррупции во взаимодействии с Экспертным советом.

В этот процесс нужно вовлекать новых участников, подключать Генеральную прокуратуру к контролю выполнения Нацплана так же, как выполнения антикоррупционного законодательства РФ», — считает Кирилл Кабанов.

Другие инициативы экспертов касаются ситуаций, связанных с конфликтом интересов.

Так, предлагается продолжить работу по развитию эффективных мер предотвращения условий конфликта интересов и по расширению мер ответственности. Эксперты считают необходимым подготовить предложения о мерах ответственности должностных лиц за ненадлежащее использование должностных полномочий в условиях неурегулированного конфликта интересов, а также предложения об ответственности руководителей ведомств за невыполнение подчинёнными обязанности по урегулированию конфликта интересов. По их мнению, это будет способствовать выявлению противоправной деятельности должностных лиц, когда они используют свои полномочия в корыстных целях.

Кроме того, предлагается ввести в юридическую систему понятия «совместный финансовый интерес» и «фактический выгодополучатель», разработать их определения и подготовить соответствующие изменения в законодательство. Раскрытие списка «лиц, с которыми имеется совместный финансовый интерес», по мнению экспертов, необходимо проводить наравне с декларацией доходов и сведениями об имуществе.

Если не ограничивать круг людей и организаций, представляющих конфликт интересов, ближайшими родственниками и формально аффилированными лицами, то возникает потенциально широкий круг лиц, которые могут действовать в интересах служащего или использовать его положение, не являясь формально аффилированными с ним, поясняют эксперты.

Также эксперты предлагают внести изменения в уголовное и административное законодательство, чтобы выделить коррупционные преступления и правонарушения в отдельную группу, а также продолжить совершенствование законодательства об антикоррупционной экспертизе и изучить практику формирования и расходования бюджетных средств на антикоррупционную работу в федеральных и региональных органах исполнительной власти.

По мнению членов Экспертного совета, в плане должно содержаться поручение разработать методологию проведения исследований эффективности реализации законодательства о противодействии коррупции, провести исследование формирования стандартов антикоррупционной направленности и стандартов надлежащего управления в негосударственной сфере. Кроме того, в документе предлагается прописать поручение о продолжении анализа коррупционных рисков для выявления перечня типичных коррупционных практик и способствующих им правовых норм и процедур.


Все события