Риск-ориентированный контроль: первый опыт внедрения

30 Ноября 2015

Для эффективного перехода субъектов РФ на новую модель планирования проверок, ориентированную на предотвращение ущерба, а не на наказание за нарушения, необходимо разработать региональный стандарт по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности. Систематизация опыта, накопленного пилотными регионами, позволит успешно распространить его по территории всей страны. Достижения в этой сфере первого такого «пилота» — Ульяновской области, а также пяти федеральных ведомств рассматривались 30 ноября на заседании Правительственной подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти под председательством министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова.

По словам министра, важно не только реализовать этот проект на территории Ульяновской области, но и сделать его потенциально масштабируемым. Для этого необходимо проработать единые системные подходы и соответствующим образом это закрепить.

У меня поручение к Экспертному совету при Правительстве, вам, Сергей Иванович, к Аппарату Правительства, заинтересованным министерствам и ведомствам: подготовить предложения о формате обобщения методических рекомендаций и формате регионального стандарта по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности. Создание единой методической базы — это большой капитал данного проекта», — отметил Михаил Абызов.

По его словам, необходимо простым и понятным языком описать основные модули и этапы работы по переходу на риск-ориентированные проверки на уровне регионов. Министр также предложил подумать о создании отдельного ресурса в интернете, на котором субъекты РФ могли бы делиться друг с другом результатами этой работы.

Внедрение риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности в Ульяновской области ведётся в рамках «дорожной карты» «Контроль рисков для комфортной и безопасной жизни и эффективного бизнеса», рассчитанной до 2017 года. Документ разработан при участии Экспертного совета при Правительстве РФ. Реформа направлена на сокращение давления на бизнес и повышение эффективности выявления реальных угроз безопасности.

Для любого бизнеса чем меньше проверок — тем лучше, но полностью отказаться от контроля всё-таки невозможно. В этом не заинтересован и сам бизнес, поскольку отсутствие контроля ударит в первую очередь по добросовестным предпринимателям, а недобросовестным даст незаслуженные преимущества. Поэтому наши усилия сегодня направлены не на техническое сокращение действий по контролю и надзору, а на повышение их эффективности, превращение их из инструмента наказания в инструмент поддержки развития экономики», — отметил губернатор области Сергей Морозов.

Работа по совершенствованию контроля и надзора в регионе, по его словам, ведётся по трём направлениям. Первое — оптимизация состава и распределение полномочий между региональным и местным уровнями власти. В рамках этого направления формируется реестр контрольно-надзорных полномочий и функций, реестр объектов контроля и методики их распределения по категориям риска, реестр обязательных требований и классификатор их нарушений. Второе направление — совершенствование взаимодействия с федеральными контрольно-надзорными органами, оптимизация структуры региональных органов и формирование системы оценки эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности в регионе. Регион уже заключил соглашения о сотрудничестве во внедрении риск-ориентированной модели с МЧС, Ространснадзором и Роспотребнадзором, в стадии проработки — соглашение с Россельхознадзором. Третье направление — развитие системы профилактики нарушений.

Для дальнейшей реализации проекта и полноценного перехода на риск-ориентированную модель проверок, по словам Сергея Морозова, необходимо принять единые принципы работы на всех уровнях власти. Сейчас чиновники региона всё чаще рискуют оказаться вне правового поля из-за отсутствия документа, закрепляющего права и обязанности Ульяновской области как «пилота», признал глава региона. Чтобы решить эту проблему, по словам министра Михаила Абызова, достаточно утвердить «дорожную карту» по переходу на риск-ориентированную модель на ближайшем заседании Правительственной комиссии по проведению административной реформы, которую возглавляет вице-премьер Сергей Приходько.

На заседании также была отмечена необходимость внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях для дифференциации применения различных уровней ответственности в зависимости от степени общественной опасности, рисков и степени нарушений.

Даже если это первичное нарушение, но потенциально оно могло привести к масштабной катастрофе, то степень ответственности должна быть высокой. Этот баланс надо найти и отработать в структуре нового КоАП. С учётом того, что КоАП — это фундаментальный документ, который может приниматься длительный период времени, параллельно прошу проработать возможность соответствующих дополнений в действующую редакцию кодекса», — сказал Михаил Абызов.

В рамках обеспечения перехода контрольно-надзорных органов на риск-ориентированную модель проверок Минэкономразвития готовит проект постановления Правительства «О применении системы управления рисками при организации и осуществлении государственного контроля и надзора». До 20 февраля этот документ должен быть рассмотрен на подкомиссии после обсуждения с Экспертным советом при Правительстве. Пилотные проекты сейчас реализуются в пяти федеральных ведомствах: МЧС, Ростехнадзоре, Роструде, Роспотребнадзоре и ФНС.

Все объекты, попадающие под контроль МЧС, уже разделены на 5 степеней риска, сообщил заместитель директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы ведомства Сергей Воронов. По его словам, предусмотрена возможность перевода объектов из более высокой категории опасности в менее высокую, а также введение института независимой экспертной оценки рисков. Михаил Абызов, в свою очередь, подчеркнул, что должна быть возможность повышения категории опасности объекта, а не только понижения. Что касается переноса оценки степени рисков в экспертное сообщество, то здесь, по его мнению, стоит предусмотреть максимально серьёзную ответственность для экспертов.

Что касается Ростехнадзора, то у ведомства уже есть значительные наработки проведения риск-ориентированных проверок в сфере промышленной безопасности. Так, в 2014 году удалось добиться 25-процентного сокращения числа проверок, что говорит о реальном снижении административной нагрузки на бизнес. Предприятия 4 класса опасности полностью освобождены от плановых проверок — для них рассматривается возможность введения страхового аудита. В области надзора за гидротехническими сооружениями служба пока находится в начале пути. Первые подходы к обеспечению учёта рисков при проведении проверок на объектах атомной энергетики пока только прорабатываются.

В Роструде признают, что проверки ведомства до сих пор проводились по итогам анализа последствий и не были нацелены на предотвращение рисков — эту модель сейчас приходится ломать. По словам замглавы ведомства Михаила Иванкова, при планировании проверочных мероприятий на 2017 год будет применяться уже новая, риск-ориентированная модель.

Роспотребнадзор разработал необходимую методическую базу по переходу на новые принципы проверок и приступил к её апробации, риск-ориентированная модель внедрена уже во всех территориальных органах службы.

ФНС в своей деятельности начал переход от проверки данных налогоплательщика к проверке системы управления рисками, сообщил замглавы ведомства Даниил Егоров.

При переходе на «умный» контроль, по словам Михаила Абызова, ключевым станет вопрос внедрения современных информационных систем. Пилотные ведомства их уже выстраивают. Так, ФНС успешно реализовала систему «личных кабинетов», Ростехнадзор использует возможности дистанционного мониторинга рисков на предприятиях.

Лучшие практики в области внедрения риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности министр предложил рассмотреть на специальном семинаре в январе-феврале будущего года.


Все события