В Совете Федерации обсудили проблемы совершенствования госконтроля

16 Октября 2015

Задача повышения результативности и эффективности госконтроля и надзора в РФ в настоящее время является одной из приоритетных в сфере совершенствования системы госуправления. Проблемам законодательного регулирования государственного и муниципального контроля были посвящены прошедшие 16 октября парламентские слушания, организованные Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

В начале выступления глава комитета Дмитрий Азаров напомнил, что Президент РФ ранее заявил о необходимости исключить избыточное административное давление на бизнес и избавить предпринимателей от навязчивого контроля и надзора. Глава государства, в частности, поручил разработать проект закона о государственном контроле и надзоре, в котором должна быть определена структура функций и полномочий контрольных и надзорных органов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Среди конкретных мер совершенствования контроля и надзора — переход на риск-ориентированный подход, создание единого реестра проверок с информацией обо всех проверках (запущен 1 июля), их результатах и принятых мерах, а также проведение проверок в открытом и публичном формате. Ответственными за эту работу в кабинете министров назначены Минэкономразвития, Минфин, Минюст и Михаил Абызов.

На мой взгляд, не реализовав это поручение Президента, нам не приходится рассчитывать на опережающие темпы развития экономики», — отметил Дмитрий Азаров.

Работа над этим документом велась с привлечением представителей бизнес-сообщества, предпринимательских объединений, заинтересованных министерств и ведомств, Экспертного совета при Правительстве РФ. Координирует обсуждение законопроекта подкомиссия по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти, возглавляемая Михаилом Абызовым. На первом её заседании министр поручил организовать масштабное обсуждение документа с привлечением всех заинтересованных сторон. Одной из площадок для этого выбран Совет Федерации, соответствующую идею поддержала спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко.

Минэкономразвития неоднократно вносило изменения в законопроект по итогам обсуждений, однако у экспертного и предпринимательского сообщества по-прежнему остаются замечания к документу.

Открывая парламентские слушания, Дмитрий Азаров попросил министра РФ Михаила Абызова прокомментировать появившуюся в СМИ информацию о масштабной реформе в Правительстве РФ. На что министр заметил, что любые преобразования в высших органах исполнительной власти, безусловно, приковывают особое внимание журналистов, но в данном случае сенсаций не будет.

Никаких поручений по подготовке предложений о сокращении министерств не было, такие предложения не готовятся и не обсуждаются.

Речь идет только об исполнении поручения Президента и Председателя Правительства о подготовке предложений, которые касаются общих принципов оптимизации структуры контрольно-надзорных ведомств, и после одобрения этих принципов будут подготовлены конкретные предложения. Но говорить сейчас о количественном и структурном аспекте этой оптимизации более чем преждевременно», — заявил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

При этом существующая структура контрольно-надзорных органов не по карману государству, она во многом архаична и является историческим наследием ранее принимавшихся структурных решений. Сейчас необходимо искать способы её оптимизации, что позволит сократить численность центральных аппаратов примерно на 20–25%, подчеркнул Михаил Абызов. При этом он отметил, что каждый конкретный случай должен рассматриваться индивидуально и очень аккуратно.

Здесь речь не должна идти о масштабной административной реформе, такой кампании по объедению всего и вся нет. Должен сказать, что каждый из подобных случаев должен рассматриваться индивидуально, с пониманием рисков, потому что контроль и надзор напрямую связан с обеспечением безопасности в обществе», — сказал он.

Возвращаясь к теме работы над нормативно-правовым регулированием в контрольно-надзорной деятельности, Михаил Абызов указал, что, несмотря на огромное количество выпущенных за последние годы документов, направленных на оптимизацию работы в этой сфере, порядок здесь не урегулирован. Более того, по ряду направлений территориальные органы, инспекторский состав находят не совсем прозрачные пути по осуществлению контрольно-надзорной деятельности, фактически обходя федеральное законодательство. С такой ситуацией мириться нельзя, считает Михаил Абызов.

В части, касающейся совершенствования контрольно-надзорной деятельности, необходимо провести ревизию требований на предмет их устаревания, исключить дублирование и противоречивость требований. Кроме того, надо определить ключевые показатели эффективности, как по ведомствам, так и по отраслям. Также важным моментом является и совершенствование информационно-аналитического обеспечения контрольно-надзорной деятельности, указал министр РФ.

Солидарен с Михаилом Абызовым в части проблем, связанных с существующими требованиями, и замминистра экономического развития Олег Фомичев.

Основная проблема сейчас касается обязательных требований, соблюдение которых и проверяется органами контроля и надзора. Зачастую они повторяют друг друга, но содержатся в актах, которые проверяют различные органы государственной власти. При этом попытки бороться с такими требованиями напоминают борьбу с гидрой, потому что как только вы начинаете отменять, ужесточать, уменьшать одни требования, на следующий день выходят следующие, которые с лихвой заменяют уже отмененные», — сказал он.

Серьёзным нововведением стала оценка регулирующего воздействия (ОРВ), которая является своего рода фильтром для появления новых требований, но при этом есть много способов, в том числе через парламент, обхода процедуры ОРВ, отметил Олег Фомичев.

И в целом количество новых актов настолько велико, что бизнес физически, даже если контролер всё делает честно и справедливо и не злоупотребляет своими полномочиями, не может соответствовать всем последним изменениям требований.

Представители бизнес-сообщества также считают, что необходимо исключить дублирование функций в госконтроле на региональном и муниципальном уровне и закрепить это в нормативно-правовых актах. Также нужно сократить перечень обязательных требований и сформулировать принципы, которые бы снижали административное давление и сокращали количество проверок в отношении добросовестных предпринимателей, которые в течение 3–5 лет не имеют никаких нарушений.

Говоря о готовящемся законопроекте о госконтроле, директор юридического департамента ТПП РФ Сергей Васильев отметил, что большинство предпринимателей поддерживает риск-ориентированный подход, но в документе он прописан не до конца.

По его словам, бизнес предлагает использовать опыт пилотных регионов по применению риск-ориентированного подхода и не торопиться с принятием законопроекта о госконтроле.

Бизнес обращает внимание на ухудшение его положения по сравнению с действующим 294-ФЗ. В текущей экономической ситуации бизнесу нельзя предлагать неясные правила. Мы бы просили отложить внесение этого законопроекта в Думу хотя бы до середины 2016 года», — сказал он.

По итогам парламентских слушаний Комитет СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера выработает свои рекомендации, в том числе по подготовке правительственного плана мероприятий по комплексному совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в период 2016–2017 годов.


Все события