Законопроект о центральном контрагенте готов к обсуждению в Правительстве

9 Октября 2015

Разработанные Центральным банком поправки в закон «О клиринге и клиринговой деятельности», направленные на совершенствование регулирования работы центрального контрагента, учитывают основные замечания заинтересованных сторон и могут быть в ближайшее время рассмотрены на уровне Правительства. Финальное общественное обсуждение этого документа прошло 9 октября в формате Открытого правительства с участием представителей профильных ведомств, клиринговых организаций, банковских структур и экспертов.

Институт центрального контрагента является системно значимым, поскольку обеспечивает гарантии по завершению сделок и выполнению обязательств на бирже и вне биржи. В подготовленном ЦБ законопроекте вводится понятие небанковской кредитной организации, имеющей лицензию на осуществление клиринговой деятельности, которой присвоен статус центрального контрагента. Такой подход должен расширить операционные возможности центрального контрагента. Законопроект устанавливает минимальный размер собственных средств центрального контрагента — 300 млн рублей, а также комплексный риск-ориентированный подход к регулированию его деятельности, включающий требования к системе управления рисками, восстановлению финансовой устойчивости, к порядку передачи центральным контрагентом информации в Банк России. Кроме того, в законопроекте предусмотрены меры, направленные на ограничение размера ответственности центрального контрагента в случае неисполнения обязательств участниками.

Мы намерены создать специально этот институт — риск-ориентированную модель регулирования и надзора. Наша задача — заточить регулирование таким образом, чтобы быть уверенными, что все риски правильным образом управляются», — подчеркнул директор департамента финансовой стабильности Банка России Сергей Моисеев.

Переход на такую модель контроля и надзора крайне важен, подчеркнул министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Это означает, что система будет базироваться на принципах не тотального надзора, а надзора за наиболее проблемными и узкими местами в функционировании соответствующих организаций. Переход на риск-ориентированный контроль — один из важнейших элементов реформы государственного контроля, которую сопровождает курируемый Михаилом Абызовым Экспертный совет при Правительстве РФ.

Главные задачи, которые позволит решить законопроект, по словам его разработчиков, — это обеспечение контроля за центральными контрагентами для поддержания финансовой стабильности в целом, обеспечение справедливой конкуренции и равных условий для всех центральных контрагентов, приведение российских норм в соответствие с международными стандартами и обеспечение конкурентоспособности российской финансовой инфраструктуры.

По мнению Михаила Абызова, за этими нововведениями скрывается серьёзное движение вперёд по созданию устойчивой финансовой инфраструктуры. Законопроект будет способствовать снижению рисков для участников всех финансовых операций с ценными бумагами, отметил он.

Текущая версия законопроекта, по мнению большинства участников обсуждения, является сбалансированной и оптимальной. Такой точки зрения придерживаются как представители Минфина и Минэкономразвития, так и банковских организаций и бирж.

То, что будет изменено регулирование для центральных контрагентов — это благое дело. Считаем, что концептуально закон очень нужен, он назрел», — сказал председатель правления банка НКЦ Алексей Хавин.

Представители организаций, выполняющих функции центрального контрагента, относятся к планируемым нововведениям нейтрально: законопроект хоть и устанавливает некоторые барьеры, но они для них вполне приемлемы.

Ключевая новелла, которая вызывает массу вопросов — это обязательность получения контрагентами лицензии небанковской кредитной организации. Это приведёт к росту нагрузки на такие организации, опасаются участники обсуждения. А предусмотренный законопроектом пятилетний переходный период, во время которого возникнет неопределённость с точки зрения контроля, является чересчур продолжительным, полагает председатель правления ЗАО «СПбМТСБ» Алексей Рыбников. Он предложил либо сократить переходный период, либо создать систему обязательных нормативов деятельности любого центрального контрагента, независимо от того, является он кредитной организацией или нет.

По мнению директора департамента финансовой политики Минфина Сергея Барсукова, необходимо даже в переходный период иметь возможность дополнительного контроля и надзора за центральными контрагентами.

В законопроекте можно точечно подправить регуляторные моменты в переходный период», — предложил чиновник.

В Минэкономразвития, напротив, считают продолжительный переходный период плюсом законопроекта. По словам замглавы ведомства Николая Подгузова, изначально ключевые замечания Минэкономразвития к законопроекту также касались необходимости получения контрагентами лицензии, однако благодаря длительному переходному периоду здесь был найден компромисс.

Законопроект необходимо поддержать. Не нужно затягивать с его принятием», — подчеркнул замглавы Минэкономразвития.

С ним согласен и первый вице-президент НП РТС Андрей Салащенко. По его мнению, пять лет, отведённые на переходный период, это оптимальный, компромиссный вариант.

Полтора года потребуется на написание подзаконных актов, около двух лет — чтобы перейти на новый бухучёт. Думаю, что эпохи безвременья, пока мы будем переходить, не будет. Наша позиция — специальное регулирование мы поддерживаем», — сказал он.

Замглавы Минэнерго Кирилл Молодцов, в свою очередь, предложил более чётко детализировать в законопроекте требования к центральному контрагенту в части товарных поставок. Сергей Моисеев пообещал рассмотреть этот вопрос на этапе подзаконных актов.

Прозвучавшие в ходе обсуждения предложения, по словам Михаила Абызова, в течение следующей недели должна обобщить рабочая группа по созданию Международного финансового центра, затем они будут представлены в Правительство. В целом же он отметил большую работу по совершенствованию законопроекта, которую провёл ЦБ с заинтересованными сторонами.

Вся подготовительная работа, которая проводилась моими коллегами из Минфина и ЦБ, проводилась в большой кооперации с предпринимательскими объединениями, финансовыми институтами, которые давали свои предложения. В целом по итогам согласительных процедур и экспертного обсуждения их мнения учтены. Сегодня по сути дела мои коллеги представляют финальный документ. После сегодняшней встречи приступим к непосредственному оформлению и обсуждению этих предложений на заседании Правительства в ближайшее время. Я думаю, что мы сделаем это в течение октября, максимум первой декады ноября. Такая задача поставлена первым вице-премьером Игорем Шуваловым», — сказал министр.


Все события