Реформа госконтроля: баланс интересов власти, бизнеса и общества

2 Октября 2015

Для построения «умной» и эффективной системы госконтроля нужно найти баланс между интересами государства, общества и бизнеса — главными заказчиками государственного контроля и надзора. Это подчеркнули участники дебатов «Государственный контроль нового качества. Барьер или стимул для бизнеса?», которые были организованы Открытым правительством в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2015».

Видеозапись дебатов «Государственный контроль нового качества. Барьер или стимул для бизнеса?»

Важность перехода на «умный контроль» отметил в своём выступлении на пленарной сессии форума Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Нам нужно в первую очередь изменить качество государственного контроля. У нас огромное количество контрольно-надзорных органов. Их содержание нам не по карману. Как не по карману оно и бизнесу, который — и это ни для кого не секрет — зачастую вынужден просто откупаться. Ежегодно у нас проводится более 2 миллионов проверок. Это — необоснованно много. Госконтроль должен быть "умным", а не частым», — сказал глава кабинета министров.

Реформирование контрольно-надзорных полномочий органов власти как федерального, так и регионального уровня является одним из магистральных направлений работы Открытого правительства. Основные задачи по совершенствованию системы государственного контроля в стране поставлены Президентом РФ Владимиром Путиным.

В частности, Президент поручил разработать проект закона о государственном контроле и надзоре, в котором должна быть определена структура функций и полномочий контрольных и надзорных органов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Среди конкретных мер совершенствования контроля и надзора — переход на риск-ориентированный подход, создание единого реестра проверок с информацией обо всех проверках (запущен 1 июля), их результатах и принятых мерах, а также проведение проверок в открытом и публичном формате. Ответственными за эту работу в кабинете министров назначены Минэкономразвития, Минфин, Минюст и министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Михаил Абызов назвал пять главных аспектов построения контроля и надзора в РФ: это принятие понятной и объективной системы показателей эффективности и уход от рудиментарной «палочной» системы; построение современной информационной системы, которая бы, с одной стороны, фиксировала все надзорные мероприятия, а с другой — собирала бы индикаторы и факторы риска и вела учёт нанесённого или предотвращённого ущерба. Третий аспект — прозрачность системы функционирования контрольно-надзорных ведомств. Четвёртое — фокус на предупреждение ущерба, профилактика и обучение поднадзорных субъектов. И наконец, пятое — риск-ориентированность, увеличение числа проверок в зависимости от степени риска, который присутствует на том или ином предприятии.

В связи с этим три важных направления работы в рамках совершенствования госконтроля, по словам Михаила Абызова, это ревизия требований и функций по контролю и надзору, оптимизация структуры контрольно-надзорных органов и вопрос делегирования контрольно-надзорных полномочий.

В конце июля Президент РФ выпустил ряд поручений по оптимизации системы госконтроля в РФ. Он, в том числе, поручил Правительству совместно с Генпрокуратурой представить предложения о размещении в реестре информации о контрольных и надзорных мероприятиях всех госорганов, проводимых не только в отношении субъектов предпринимательской деятельности, но и других объектов контроля, включая госорганы и органы местного самоуправления. Контролировать в Правительстве исполнение этих президентских поручений Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил министру РФ Михаилу Абызову.

Сейчас задача государства, бизнеса и общества — выработать новые правила, которые были бы адекватны сегодняшней структуре экономики и общественного уклада — с одной стороны, а с другой стороны — разработать план трансформации. Во многом система контроля и надзора досталась нам исторически от Советского Союза. При этом экономическая структура радикально отличается. Мы продолжаем концентрировать контроль и надзор вокруг вопросов соблюдения обязательных требований и процедур, а не вокруг вопросов риска и ущерба, глубинных общественно значимых требований», — отметил Михаил Абызов.

Министр озвучил результаты опроса, проведённого экспертами на предмет эффективности деятельности территориальных органов контроля и надзора и соотношения между частотой проверок, количеством поднадзорных субъектов, финансированием, кадровым составом, рисками и ущербом.

Связи практически нет никакой. Практики очень разные. Есть случаи, когда количество проверок большое, и это связано с количеством субъектов. Есть случаи прямо противоположные: большое количество субъектов, хорошее ресурсное обеспечение и небольшое количество проверок. Система измерения эффективности и учёта контрольно-надзорных мероприятий — тоже с точки зрения методологии различная в разных органах. Мы находимся в состоянии, когда у нас приборной доски для того, чтобы оценить реальное качество контроля и надзора, в системе госуправления нет», — сказал Михаил Абызов.

Член Экспертного совета при Правительстве Андрей Жулин, в свою очередь, отметил тенденцию уменьшения количества проверок за последние 4 года: если в 2011 году мы начинали с 2,8 млн проверок в год, сейчас это 2,6–2,7 млн проверок. То есть происходит некое плавное снижение. При этом 90% проверок, по его словам, приходится на 8 федеральных органов власти. Из них 50% проверок — на МЧС и Роспотребнадзор. Сейчас на федеральном уровне на это тратится порядка 100 млрд рублей, при этом с 2011 года снижение произошло на федеральном уровне на 35%. На региональном уровне общий объем финансирования снизился на 10%.

В этом году мы делаем такой же вывод, что контроль по-прежнему не ориентирован на выявление случаев, связанных с угрозой или фактами причинения вреда. По итогам проверок выявляются нарушения, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда, всего лишь в 10% случаев, а выявляются факты причинения вреда всего лишь в 1%. Эта статистика достаточно устойчивая все 4 последних года», — сказал эксперт.

Принятия разрабатываемого сейчас Минэкономразвития с участием экспертного сообщества законопроекта о госконтроле для перехода на «умные» проверки будет недостаточно, считает замглавы Минэкономразвития Олег Фомичёв. В законе, по его словам, должны содержаться только базовые принципы, а формирование контрольно-надзорной модели — это более сложный вопрос, отметил замминистра.

Глава РСПП Александр Шохин, в свою очередь, напомнил о необходимости синхронизации разрабатываемых законопроектов о СРО и о госконтроле.

«Институт саморегулирования предполагает делегирование контрольных функций от государства самому бизнесу. Когда в начале года обсуждался вопрос закона о саморегулировании и закона о госконтроле, мы исходили из того, что их надо синхронизировать. Сейчас же государство контролирует компании, для которых членство в СРО тоже является и без того обременительным», — сказал Александр Шохин.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов в ходе дебатов предостерёг от поспешного принятия закона о госконтроле и призвал ввести больше ограничений в 294-ФЗ о защите прав предпринимателей, подумать об ограничениях по периодичности плановых и внеплановых проверок. Текущая же версия законопроекта о госконтроле, по его мнению, может, напротив, привести к усилению ограничений для бизнеса. Наказание в случае реального ущерба должен нести не только предприниматель, но и чиновник контрольного ведомства, который допустил этот ущерб, считает Борис Титов.


Все события