Корпоративные закупки: единые требования к прозрачности

2 Октября 2015

К принятию поправок в 223-ФЗ, регулирующий закупки компаний с государственным участием, нужно подходить без спешки. При этом необходимо рассмотреть возможность распространения единых правил закупочной деятельности на все закупки крупного корпоративного сектора. С таким предложением выступил первый вице-премьер Игорь Шувалов 2 октября на панельной дискуссии «Правильные корпоративные закупки. Как развить конкуренцию?», организованной Открытым правительством в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи–2015».

Видеозапись панельной дискуссии «Правильные корпоративные закупки. Как развить конкуренцию?»

Повышение эффективности и прозрачности деятельности компаний с государственным участием является одним из главных приоритетов Открытого правительства наряду с повышением открытости госзакупок. Большое внимание уделяется в этой связи совершенствованию закупочной деятельности госкомпаний, которая регулируется 223-ФЗ. Ряд поручений в этом направлении дал ранее Президент РФ Владимир Путин. В частности, он ранее поручил Правительству расширить доступ малого и среднего бизнеса к закупкам госкомпаний.

Надо с этим законом чуть повременить и, может быть, сделать даже так: 223-ФЗ сделать более жёстким, а на корпорации без государственного участия, если это публичные компании, нужно возложить ответственность, которая сейчас проистекает из 223-ФЗ», — сказал Игорь Шувалов в ходе панельной дискуссии.

Таким образом, эти компании обязаны будут покупать продукцию по определённой корпоративной процедуре, рамки которой должны быть заданы законом. Закон можно было бы распределить сначала на публичные компании с годовым оборотом свыше 5 млрд рублей, а новую процедуру запустить с 1 января 2017 года.

По мнению Игоря Шувалова, время рецессии и отсутствия «лишних денег» лучше всего подходит для изменения правоприменительной практики в части закупочной деятельности. А наиболее эффективным инструментом для совершенствования закупочной деятельности компаний должны стать «неподкупные, совершенно прозрачные электронные торги», считает первый вице-премьер. При этом нужно определить в законе требования к площадкам и их количество и дополнительно определить, кто будет осуществлять за ними контроль.

Если мы научимся поддерживать конкуренцию не только при крупных закупках, но и малого и среднего бизнеса, в принципе, это для структуры нашей экономики будет большой рывок вперёд. Через 3–5 лет уже будет совершенно другая ситуация», — считает Игорь Шувалов.

Поправки в 223-ФЗ необходимо сделать более комплексными, осознанными и взвешенными, а не вносить фрагментарные изменения, сказал первый вице-премьер.

По мнению экспертов и чиновников экономического блока, изменения в 223-ФЗ давно назрели. Чтобы исправить ситуацию, Минэкономразвития разработало поправки в 223-ФЗ, они приняты Госдумой в первом чтении, уже подготовлены предложения ко второму чтению законопроекта.

Закупки госкомпаний и госкорпораций далеки от прозрачности: по данным ФАС, почти 90% закупок приходится на единственных поставщиков. Говорить в таких условиях о конкуренции и поддержке малого бизнеса нельзя, признал в ходе дискуссии глава ФАС Игорь Артемьев.

Он обратил внимание на необходимость прописать в 223-ФЗ понятие конфликта интересов — в ФЗ-44 оно уже прописано. Кроме того, по его словам, необходимо активно включать в работу советы потребителей. Они уже сформированы при восьми естественных монополиях при участии Экспертного совета при Правительстве РФ

Мы как тарифный орган будем обязательно учитывать это в своей работе, и они должны давать свою независимую точку зрения», — подчеркнул глава ФАС.

Совершенствовать закупочную деятельность госкомпаний поможет, по словам Игоря Артемьева, и Стандарт закупочной деятельности, который уже разработан.

В компаниях хорошие технологические цепочки построены, но есть проблема: когда хотите — применяете, а когда не хотите — не применяете. Должна быть обязательность соответствующих процедур, от которых по собственному желанию невозможно будет уходить», — подчеркнул Игорь Артемьев.

Не способствует прозрачности закупок и наличие многочисленных электронных торговых площадок, которые никак не контролируются. Возникают опасения, что площадки зарабатывают на предоставлении специфических услуг, отметил замглавы Минэкономразвития Евгений Елин.

Мы предполагаем внести в законопроект предложение, что электронные площадки должны быть одобрены этим законом. Это делается для повышения прозрачности, чтобы мы могли быть уверены, что площадки используются для справедливых торгов», — сказал замминистра.

А недостоверная стартовая информация не даёт поставщикам сориентироваться: сейчас 565 заказчиков позиционируют себя как госкомпании, что не соответствует действительности.

По данным аудитора Счетной палаты Максима Рохмистрова, экономия при закупках госкомпаний значительно меньше, чем при госзакупках: 0,5% против 7,5%. По его мнению, ресурс модернизации 223-ФЗ уже исчерпан: оценить эффективность закупочной деятельности он не позволяет. При этом чем ближе к 44-ФЗ положение о закупках той или иной компании, тем эффективнее закупки и выше экономия.

Моя личная позиция — можно попытаться его модернизировать, но в целом кардинального изменения не произойдёт. Мы будем несколько лет набивать шишки и в итоге придём к 44-ФЗ», — сказал аудитор Счётной палаты.


Все события