Концепция саморегулирования: мнение отраслевых экспертов

12 Августа 2015

Передача контрольных функций госорганов саморегулируемым организациям (СРО) должна регламентироваться законом. Так считает подавляющее большинство участников опроса, проведенного Экспертным советом при Правительстве РФ. Среди респондентов представители деловых и предпринимательских объединений, отраслевых ассоциаций, саморегулируемых организаций из 22 отраслей экономики, а также объединений потребителей и экспертных организаций. Они высказали своё мнение относительно основных «развилок», выявленных ранее по итогам экспертного обсуждения Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, разработанной Минэкономразвития.

Представители большинства отраслей полагают, что вопрос делегирования контрольных функций саморегулируемым организациям должен быть закреплен в отраслевом законодательстве или в законе о саморегулируемых организациях, который также разрабатывает Минэкономразвития. Это, по мнению респондентов, позволит избежать дублирования функций и появления бюрократических проблем, а также будет способствовать снижению административной и финансовой нагрузки на бизнес. При этом законом должны быть определены принципы и механизмы для принятия решений о начале и прекращении использования саморегулирования в тех или иных областях,

Саморегулируемым организациям могут быть делегированы функции по регулированию, сорегулированию, контролю, лицензированию и по проведению квалификационных экзаменов, считают респонденты. При этом большинство из них высказались против сохранения возможности госорганов осуществлять надзор за участниками СРО, получившими такие полномочия. Большинство экспертов выступили за возможность отзыва контрольных полномочий у СРО путём исключения из реестра и ликвидации. Механизм прекращения полномочий СРО они предлагают предусмотреть в базовом законе о СРО. 

Между тем в разработанном Минэкономразвития законопроекте о саморегулируемых организациях функции СРО и надзорных ведомств при осуществлении контрольной деятельности пока не разграничены, отмечали ранее участники совещания у министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова представители органов власти, профессионального и экспертного сообщества.

Возникает вопрос, допустимо ли такое, когда государственный орган и саморегулируемая организация одновременно осуществляют контроль. Это не стимулирует создание саморегулируемых организаций, основанных на добровольном членстве. Зачем предпринимателям создавать организацию и принимать на себя дополнительную коллективную ответственность, когда всё равно государство будет продолжать их контролировать?» — говорит управляющий директор по корпоративным отношениям и правовому обеспечению РСПП Александр Варварин.

В соответствии с поручением министра РФ Михаила Абызова от 2 февраля 2015 года  Экспертный совет при Правительстве готовит предложения по совершенствованию системы саморегулирования, включая работу над Концепцией совершенствования механизмов саморегулирования, а также по синхронизации её положений с положениями законопроекта о госконтроле.

В представлении всего экспертного и бизнес-сообщества законопроекты о госконтроле и о саморегулируемых организациях — это два сообщающихся сосуда», — отмечал ранее Михаил Абызов.

Экспертный совет при Правительстве РФ уже предлагал синхронизировать законопроект о саморегулировании с законопроектом о госконтроле, который по поручению Президента РФ Минэкономразвития должно внести в Госдуму к 1 сентября. В обоих документах, по мнению экспертов, нужно определить место института саморегулирования и его границы в соотношении с государственным контролем и надзором. Кроме того, в законопроекте о госконтроле, по мнению членов Экспертного совета, нужно определить порядок оценки административных механизмов государственного контроля и возможность их замены альтернативными рыночными механизмами.

Ещё один вопрос, по которому респондентам было предложено озвучить свою позицию, касается универсальности требований к саморегулированию и возможности принятия единого закона о саморегулировании для всех сфер хозяйственной деятельности. Подавляющее большинство участников опроса высказались за наличие одновременно и общего закона о деятельности СРО, и отдельных положений в отраслевых законах. При этом ряд экспертов отметили, что общим законом может выступать действующий 315-ФЗ с определенными изменениями.

Мнения респондентов относительно того, должно ли членство в СРО быть добровольным или обязательным, разделились. Противники добровольного вступления в СРО отмечают, что добровольное членство не оказывает существенного влияния на качество оказываемых услуг и в то же время не позволяет в полной мере обеспечить ответственность членов СРО и не дает стимулов для развития саморегулирования. Членство в СРО должно быть обязательным при передаче функций лицензирования и госрегулирования, контрольных полномочий, а также в сферах высокой общественной значимости, касающихся безопасности людей, здравоохранения.

Что касается вопроса участия в национальных объединениях СРО, то большинство экспертов высказались либо против создания национальных объединений СРО, либо воздержались от ответа. 

При реализации предложенного законопроектом варианта существует опасность создания национальных объединений со значительными функциями по контролю за предпринимателями без возможности применения санкций к самим национальным объединениям, предупреждали ранее эксперты Открытого правительства. 

Национальное объединение неизбежно через год-два потеряет свою связь с отраслью и станет такой же бюрократической надстройкой, если не хуже, какой был государственный аппарат», — полагает президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.

В отношении обязательности обеспечения СРО имущественной ответственности членов мнения экспертов разделились поровну. У тех, кто против, основной аргумент состоит в обременительности и чрезмерности таких механизмов для бизнеса. Те, кто поддерживает эту идею, предлагают либо использовать механизм компенсационных фондов, либо страховать профессиональную ответственность.

У саморегулируемых организаций должна быть особая роль в осуществлении оценки регулирующего воздействия (ОРВ), уверено большинство участников опроса. Участие СРО в этой процедуре позволяет дать более широкий профессиональный взгляд на предмет регулирования, сохранить баланс интересов между бизнесом и потребителем и получить обратную связь от рынка. Большинство экспертов высказались за установление обязательного участия СРО в ОРВ проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов, а также за необходимость урегулирования механизма учета мнения СРО при подготовке законопроектов ко второму чтению. Для этого они предлагают внести соответствующие изменения в регламент Госдумы.

Проект Концепции совершенствования саморегулирования был разработан Минэкономразвития во исполнение пункта 2 поручения Президента РФ от 27 мая 2014 года № Пр-1168 о принятии мер по совершенствованию механизмов саморегулирования. Цель этого документа — сформировать единую общегосударственную модель саморегулирования. 

Минэкономразвития также подготовило проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон "О саморегулируемых организациях"», который был опубликован на портале regulation.gov.ru для общественного обсуждения 10 июня 2015 года. Этим документом вносятся поправки в законопроект 2007 года регулирующий деятельность СРО 315-ФЗ. 

По итогам прошедшего в июле совещания у министра РФ Михаила Абызова Минэкономразвития было рекомендовано до конца сентября доработать законопроект с учетом мнения экспертного сообщества и провести совместно с представителями Экспертного совета, научно-экспертных учреждений, общественных объединений предпринимателей и уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей общественное обсуждение доработанного документа.


Все события