Криминальная статистика: спрос на достоверность данных

18 Марта 2015

Доступность информации, предоставление государственными органами своих баз данных в удобном для пользователей формате открытых данных являются приоритетами работы системы «Открытого правительства». К настоящему времени в целом сформирована методическая и нормативно-правовая основа для работы государственных и муниципальных органов по раскрытию данных, осуществляется мониторинг результатов их публикации. Одними из наиболее востребованных данных являются данные по криминальной статистике: они непосредственно связаны с безопасностью жизни граждан, местом проживания, безопасностью ведения бизнеса.

Институт проблем правоприменения (ИПП) при поддержке КГИ и содействии Экспертного совета при Правительстве РФ подготовил исследовательский отчет «Криминальная статистика: механизмы формирования, причины искажения, пути реформирования». Авторы документа, презентация которого прошла сегодня в КГИ, указывают, что статистика о состоянии преступности искажена и уже давно не выступает основой формирования уголовной политики государства. Данная информация служит лишь для оценки работы ведомств, участвующих в борьбе с преступностью. Огромное влияние на формирование этой статистики оказывает «палочная система» — система ведомственных оценок. Варианты реформирования системы сбора криминальной статистики содержатся в рекомендациях отчета.

Презентацию документа открыл председатель КГИ Алексей Кудрин. В своем выступлении он отметил, что проблема криминальной статистики стала одной из проблем, потребовавшей углубленного изучения. В ходе исследования эксперты еще раз увидели, что «палочная система» в правоохранительных органах продолжает влиять на принятие решений сотрудниками этих органов и отражение этих решений в статистике. В результате итоговые сведения о состоянии преступности невозможно использовать для формирования уголовной политики государства.

Внимание «Открытого правительства» к этому проекту обусловлено тем, что вопросы, связанные с открытостью, непосредственно являются приоритетом, в том числе нашего магистрального проекта «Открытые данные». В 2013 году мы приняли «дорожную карту» по реализации данного проекта — это раскрытие информации в машиночитаемом виде, то есть в том формате, когда раскрываемая статистика может иметь неограниченный формат использования — с одной стороны, с другой — повышает качество раскрываемой информации и делает эту работу не эпизодической, а системной», — сказал министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, также присутствовавший на презентации отчета.

В докладе утверждается, что недостоверная статистика появляется по причинам латентности преступности, селекции уголовных дел и фальсификации. Так, по словам одного из авторов отчета Марии Шклярук, правоохранители отбирают для регистрации «выгодные», легко раскрываемые преступления. Трудно раскрываемые преступления при этом отсеиваются, так как могут испортить отчетность. Таким образом, по мнению авторов доклада, реальный уровень преступности в России в несколько раз выше «нарисованного».

Авторы исследования считают необходимым проведение организационно-технических реформ в целях улучшения качества статистических данных. В частности, они предлагают создать независимую структуру, занятую сбором и обработкой криминальной статистики.

По мнению Михаила Абызова, создание отдельного ведомства — это неработоспособная модель.

Мое мнение — на «земле» это пока работать не будет. Я считаю, что надо продолжать эту работу в рамках полномочий прокуратуры, и ответственное ведомство за криминальную статистику — это прокуратура РФ. Другой вопрос, что необходимо развивать работу самой прокуратуры на местах, в регионах, это бесспорно. Но то, что сделано прокуратурой за последние два года, выглядит очень позитивно и заслуживает всякого поощрения и поддержки», — сказал Абызов.

В свою очередь начальник управления правовой статистики Генпрокуратуры Олег Инсаров отметил, что не может сейчас сказать, что ведомство выступает за создание такого органа, поскольку это задача политическая. Но прокуратура создает такую систему, такие условия, которые не позволят фальсифицировать документы первичного учета, указал он. Так, если раньше прокуроры подписывали только карточку на преступление, одну единственную, то сейчас прокуроры подписывают все карточки (их всего 6), и, соответственно, в 6 раз увеличилось качество и достоверность правовой статистики, указал он.

Другое дело, что проблема гораздо шире. И, когда у прокуратуры были полномочия по возбуждению уголовного дела, уже тогда были искажения, которые не давали нам возбуждать эти дела. Мы их направляли в суды, и получали отказы, потому что суды признавали, что карточки являются исключительно документами первичного учета и используются по учету работы именно органов внутренних дел. В этой связи их искажение вроде как допускается», — отметил Инсаров.

По его словам, на сегодняшний день насчитывается более 2 тыс. фактов, когда подделываются подписи прокуроров, печати прокуроров. Впрямую искажается криминальная статистика, но уголовные дела не возбуждаются. Следственный комитет и МВД ничего не делает в отношении своих работников.

По мнению известного криминолога Владимира Овчинского, в России никакого независимого органа быть не может. Кроме того, невозможно представить, как в отделении полиции будут сидеть люди — не полицейские и принимать граждан.

Это такой романтизм», — считает он.

По словам эксперта, есть другой путь, который заключается в изменении политических подходов к оценке преступности и в новых процессуальных решениях.

Когда-то государство должно сказать, что необходимо прекратить оценивать преступность по показателю раскрываемости, хватит требовать снижения преступности. Давайте реально оценивать преступность», — сказал Овчинский.

По словам помощника министра внутренних дел Валерия Кожокаря, важно не путать преступность и правонарушения, так как это разные вещи. Он отметил, что министерство не искажает статистику, МВД постоянно работает над четким разграничением поступающих заявлений. При этом сделать такой четкий фильтр — это самое сложное, считает помощник министра МВД.

В свою очередь, Абызов, говоря о криминальной статистике, отметил, что люди хотят видеть ее не в виде голых цифр, а привязанную к конкретным территориям, к конкретному региону, городу, району, администрации. Общество хочет видеть, как идет работа по изменению криминальной ситуации и повышению качества работы правоохранительных органов в зависимости от того, насколько риски криминального характера являются показательными исходя из статистических данных, хотят видеть конкретный результат.

При этом МВД и Генпрокуратура сделали существенный шаг вперед по работе с раскрываемой статистикой, указал министр.

Важнейшей задачей, по мнению Абызова, является работа с регионами. И здесь в качестве положительного примера можно назвать Москву. В рамках проекта «Открытый город» столица сделала хороший информационный ресурс, который раскрывает криминальную статистику в формате открытых данных и в формате, привязанном к соответствующей геолокации, к соответствующему району, к ОВД. Сейчас город работает над тем, чтобы эта статистика была высокого качества и показательной.

Необходимо переходить от таких пилотных проектов к системной работе. Для этого в ближайшее время, возможно, потребуется, в том числе принятие дополнений в нормативно-правовые акты и принятие дополнительных законодательных инициатив, которые сделают эту работу не просто возможной, а обязательной для правоохранительных органов, Генпрокуратуры РФ, региональных прокуратур, подчеркнул Абызов.

В заключении министр отметил системность и глубину доклада, профессиональный уровень обсуждения проблем в ходе дискуссии. На основании исследования Абызов предложил сформировать план совершенствования криминальной статистики, получить на него отзывы заинтересованных ведомств, особенно сотрудников, работающих «на земле», продумать план нормативных изменений.

Все солидарны с тем, что систему, основанную на раскрываемости надо менять, менять показатели «ведомственной эффективности». Надо возобновить эту дискуссию», — отметил он.


Все события