Закон о государственном контроле: исполнение поручений Президента

22 Января 2015

Президент РФ Владимир Путин поручил Председателю Правительства Дмитрию Медведеву в целях повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности до 1 сентября 2015 года внести в Госдуму проект федерального закона о федеральном, региональном и муниципальном контроле. Ответственные за исполнение данного поручения в кабинете министров — Минэкономразвития, Минфин, Минюст и министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Соответствующее поручение дал вице-премьер Сергей Приходько, возглавляющий Правительственную комиссию по проведению административной реформы. В рамках этой комиссии ранее была создана подкомиссия, в задачу которой входит мониторинг внедрения новой системы контроля и надзора. Ее работу курирует Михаил Абызов.

Разработка закона о государственном и муниципальном контроле ведется в соответствии с данным ранее поручением главы государства.

Надо максимально снять ограничения с бизнеса, избавить его от навязчивого надзора и контроля», — пояснил Владимир Путин цель нового закона в ходе Послания Федеральному собранию в 2014 году.

Реформирование системы госконтроля — одно из приоритетных направлений в работе Экспертного совета при Правительстве. В апреле Экспертный совет представил премьер-министру Дмитрию Медведеву доклад о состоянии бизнес-среды с изложением основных проблем и предложений по их решению. Системное видение изменения контрольно-надзорной деятельности Экспертный совет представил на встрече с Дмитрием Медведевым 3 октября, по итогам которой был выпущен ряд поручений. Тогда было принято принципиальное решение о переходе к риск-ориентированной модели. Помимо этого, Экспертный совет начал ревизию контрольно-надзорных функций.

Согласно поручению Президента, необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности включения в проект закона о федеральном, региональном и муниципальном контроле положений, регламентирующих ряд вопросов. В частности, речь идет о разграничении сферы применения контрольной, надзорной и разрешительной деятельности, а также придания этим видам деятельности отдельного статуса с соответствующим правовым режимом. Другие вопросы касаются структуры (матрицы) функций и полномочий контрольных и надзорных органов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; перехода на риск-ориентированную модель реализации контрольных функций и полномочий; возможности осуществления государственного (муниципального) контроля в форме «контрольной закупки». Ответственные за исполнение в Правительстве — Михаил Абызов, Минэкономразвития, Минфин и Минюст. Срок — до 31 марта 2015 года.

Концепция законопроекта о государственном и муниципальном контроле (надзоре) была подготовлена Минэкономразвития в 2014 году. Экспертный совет при Правительстве участвовал в общественном обсуждении концепции законопроекта, получил отзывы деловых ассоциаций и выработал ряд рекомендаций, направленных на максимальный просчет рисков. По поручению Дмитрия Медведева, Минэкономразвития совместно с Экспертным советом готовит «дорожную карту» поэтапного внедрения риск-ориентированной модели. Во исполнение поручения главы государства Сергей Приходько также поручил Минэкономразвития и Михаилу Абызову до 26 января создать межведомственную рабочую группу по разработке законопроекта о госконтроле. В нее должны войти представители заинтересованных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции, ведущие специалисты и эксперты в этой сфере, включая представителей Государственно-правового, Экспертного и Контрольного управлений Президента РФ.

Законопроект о федеральном, региональном и муниципальном контроле будет вынесен на общественное обсуждение с привлечением Экспертного совета, деловых ассоциаций, общественных организаций, заинтересованных министерств и ведомств. Речь идет о переходе к риск-ориентированной модели. "Плотность" контроля должна зависеть от риска причинения вреда жизни, здоровью, окружающей среде, имуществу, безопасности в результате деятельности хозяйствующих субъектов. Такой подход уже частично реализован в правоприменительной практике закона о промышленной безопасности. Из 285 000 особо опасных объектов под контролем государства остались только 8 000. Экономия бизнеса на проверках составляет порядка 45 млрд руб. в год. На таком совместном успехе строится доверие к власти и желание бизнеса работать дальше», — сказал Михаил Абызов.

Помимо этого, Президент поручил совместно с руководителями регионов представить предложения по формированию типовой модели организации контрольно-надзорной деятельности на региональном и муниципальном уровнях, основанной на принципе разделения функций контроля, надзора и разрешительной деятельности с целью исключения избыточных и дублирующих полномочий и снижения коррупционных рисков. Ответственные за исполнение поручения в Правительстве — Михаил Абызов и Минэкономразвития.

Часть контрольно-надзорных полномочий будет передаваться на региональный уровень, в том числе в рамках пилотного проекта в 2015 году. Сейчас идет рабочий процесс по определению видов контроля, которые войдут в этот проект. К этой работе привлекаются сами регионы — Экспертный совет при Правительстве их опрашивает на предмет готовности принятия полномочий и видения разграничения контроля. Пилотными могут стать Москва, Тула, Казань, Астрахань, Ульяновск и другие регионы, где уже есть наработки по оптимизации контроля и надзора», — уточнил Михаил Абызов.


Все события