Реформа госконтроля — переход к оценке рисков

3 Октября 2014

Экспертный совет при Правительстве на встрече с Председателем Правительства Дмитрием Медведевым 3 октября представил свое видение изменения контрольно-надзорных функций государства. Основой должен стать новый закон, подготовить который поручил Президент Владимир Путин. Проект концепции этого закона уже подготовлен Минэкономразвития, документ был вынесен на расширенные слушания в рамках заседания общественного совета при Минэкономразвития и Экспертного совета. Тогда выявились концептуальные и содержательные противоречия, хотя эксперты поддержали идею риск-ориентированного подхода.


По итогам встречи главе Минэкономразвития Алексею Улюкаеву и министру по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову поручено до конца года завершить работу над проектом закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре)». Законопроект должен быть внесен в Госдуму. Это и другие решения будут отражены в протоколе поручений премьер-министра.

Принято принципиальное решение реорганизовать функции контроля и надзора в РФ и перейти на риск-ориентированный подход. Он положительно себя зарекомендовал в ряде ведомств. Основы этого подхода уже применяются в Ростехнадзоре: законом о промбезопасности, который обсуждался в формате Открытого правительства и дорабатывался с учетом замечаний экспертов, количество действительно опасных производств снижено с 290 тыс. до 9 тыс. В Федеральной налоговой службе в разы повысилась эффективность проверок. Их количество сократилось, они стали понятны и прозрачны. Имидж ведомства преобразился: налоговая служба совмещает фискальные и сервисные функции в формате открытого взаимодействия с бизнесом. Оценку рисков — распространения заболеваний, эпидемий и прочего — ввел и Санэпидемнадзор», — подвел итоги встречи министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

По подсчетам экспертов, сейчас существует 133 самостоятельных вида государственного (муниципального) контроля. ВШЭ оценила издержки, связанные с контрольно-надзорными мероприятиями, в 1,5% ВВП (на 2011 год), «Опора России» — в 7,5% ВВП (на 2013 год). В 2012–2013 годах нарушения, связанные с непосредственной угрозой причинения вреда, выявлены лишь у 10% проверенных предпринимателей.

Главная идея, высказанная экспертами, состоит в том, что необходимо переходить от тактических шагов и количественных измерений (например, снижение количества проверок) к качественным измерениям — насколько эффективна деятельность и обеспечивает ли она результат, будь то экологичность, промышленная безопасность, собираемость налогов и так далее», — рассказал партнер «McKinsey Россия» Степан Солженицын.

Согласно предложению экспертов, объекты необходимо разделить по трем степеням риска. Для объектов с низкой и средней степенью контроль необходимо упростить, заместить другими механизмами, передать или делегировать на уровень регионов, считают эксперты.

Второе — необходимо обеспечить систематизацию требований к бизнесу: раскрыть эти требования, устранить противоречия (чтобы не было такого, что по одним требованиям дверь должна открываться изнутри, по другим — снаружи), актуализировать. Следующее важное направление — создание системы регистрации случаев причинения вреда: ущерб считать, случаи регистрировать», — говорит Сергей Плаксин из Центра анализа деятельности органов исполнительной власти ВШЭ.

Для внедрения нового подхода потребуется системная работа, в частности, разработка около 83 новелл. После принятия закона в 2015 году и разработки общесистемных НПА, по мнению экспертов, нужно апробировать их на 5–7 ведомствах. В 2017 году можно перейти на полноценное применение закона.

Так как уполномоченные по защите прав предпринимателей имеют право принимать участие в проверках, то мы сможем контролировать процесс перехода к новым правилам. При этом важно полноценно запустить работу Единого электронного реестра проверок, чтобы четко знать: кто, кого и когда проверяет», —заявил бизнес-омбудсмен Борис Титов по итогам заседания.

Важнейшее направление — передача полномочий в регионы. Эксперты предложили определить 3–4 пилотных субъекта РФ.

В ближайшее время будут определены пилотные регионы, которые с 1 января 2015 года начнут работу по приему полномочий. Также необходимо разработать "дорожную карту" по оптимизации этой деятельности в части структуры и системы управления контрольно-надзорными органами, исключения дублирования полномочий, определения зон ответственности. Для реализации основных задач необходимо выработать четкий план действий и систему его реализации на уровне Правительства, в том числе за счет усиления полномочий Правкомиссии по административной реформе», — сказал Михаил Абызов.

Ранее в Правительственной комиссии была создана подкомиссия по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций ФОИВ во главе с Михаилом Абызовым.


Регионы готовы апробировать новую систему и предложить собственные решения ряда проблем.

Дмитрий Анатольевич поддержал предложение Сергея Собянина о том, чтобы регионам было позволено увеличивать суммы штрафов и меры административного воздействия в отношении нерадивых людей, отталкиваясь от минимального уровня, который будет прописан в законе. В рамках риск-ориентированной модели не наказывать по пустякам всех и всюду, а ограничиться предупреждением или беседой, а к тем, чьи нарушения имеют хронический характер, применять очень жесткие меры», — уточнил участвовавший в заседании губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.

Еще одно предложение Ульяновской области — разработать министерствам и ведомствам рекомендации по изменению правоприменительной практики.

Считаю, что нужно законодательно изменить ситуацию, при которой федеральные органы и их территориальные подразделения не несут ответственность за развитие регионов. Надо дополнить КоАП нормой, закрепляющей ответственность конкретных должностных лиц, которые допускают ущемление прав предпринимателей, включая и возмещение ущерба», — подчеркнул губернатор.

И эксперты, и Сергей Морозов также предложили вернуться к планам по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций. По данным Минэкономразвития, планы в отдельных сферах выполнены только на 60%, а в некоторых (сельское хозяйство, связь, рыболовство) — всего на 25–30%.

На исполнение функций по контролю на одну должность контролера в ФОИВ ежегодно тратится 56,4 тыс. рублей (и только половина — на зарплату). Сейчас у нас 123 тыс. должностей контролеров! Эксперты представили оценку перехода к новой модели: снижение количества проверок на 40%, контролеров — на 30%, расходов государства — на 20%. По мнению экспертов, ущерб от деятельности объектов контроля — предпринимателей — как минимум не увеличится», — заключил Михаил Абызов.


Все события