Эффективность госрасходов обсудили в Сочи

20 Сентября 2014

Госпрограммы, привлечение частных инвестиций для решения государственных задач, переход на контрактную систему являются способами инструментами повышения эффективности государственных расходов. Эти и другие инструменты обсуждались 19 сентября на панельной дискуссии «Как повысить эффективность бюджетных расходов?», проводимой под эгидой Открытого правительства при поддержке НИАЗ в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2014». 

Одна из мер повышения финансовой дисциплины — тщательная проработка госпрограмм, считают участники дискуссии. Важно, чтобы программы стали площадками для принятия государственных решений как бюджетных, так и в сфере регулирования. Пока этот инструмент работает не так эффективно, как хотелось бы.

Госпрограмма — это инструмент, но этот инструмент сам по себе не в состоянии дать явного мгновенного результата. Сделав государственные программы, мы не научились их использовать для реализации госполитики в целом, т.е. увязывать стратегические цели с конкретными действиями министерств и измеряемыми результатами их работы в бюджетном процессе», — отметил Алексей Лавров. 

В рамках госпрограмм объединены все без исключения инструменты реализации государственной политики, отмечают эксперты. Однако как механизм повышения эффективности госрасходов госпрограммы пока себя не оправдали, говорит заместитель министра экономического развития Евгений Елин.

Мы предлагаем совершенствовать те механизмы, которые созданы: их надо доводить до качественного планирования. Среди них инструменты долгосрочного планирования госпрограммы и инструмент, который отвечает за эффективность госрасходов», — отметил Евгений Елин. 

Участники дискуссии отметили, что бизнес также должен учитывать цели государственных программ и участвовать в их реализации, создании механизмов эффективного взаимодействия с бизнесом как при подготовке, так и при реализации программ. 

Губернатор Костромской области Сергей Ситников обратил внимание на необходимость пересмотра устоявшихся подходов к расходованию бюджетных средств. По его мнению, важно оптимизировать сети бюджетных учреждений. В регионе активно используется практика государственно-частного партнерства. За последний год открыто несколько неврологических центров, предоставляющих специализированную медицинскую помощь в рамках ОМС на европейском уровне. Мероприятия по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики дали бюджетный эффект в объеме около 500 млн рублей. По состоянию инвестиционного климата область вошла в пятерку регионов, где сформирована наилучшая практика инвестиционной привлекательности. В августе 2014 года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило кредитные рейтинги Костромской области со стабильным долгосрочным прогнозом. 

Мы создали региональный инвестиционный фонд Костромской области. Профинансировали три инвестиционных проекта, один из которых начал работать. Мы понимаем, что без этих расходов у нас нет шанса победить в конкурентной борьбе за инвестора, а эффективность этих расходов наступит через 5–6 лет после запуска производств в эксплуатацию и окончания срока окупаемости и предоставления налоговых льгот. Но ведь без этих вложений нет будущего потенциала, в том числе налогового. Поэтому мы и дальше будем продолжать поддержку национальной экономики», — заявил Сергей Ситников.

Повышению качества расходования госсредств будет способствовать и приток частных инвестиций, отмечают в бизнес-сообществе.

Я почти не вижу видов расходов, которые предпринимательская инициатива не может не улучшить, за исключением зарплаты бюджетникам, и то — можно подумать. Важно заниматься не только тем, чтобы контролировать и пытаться все урегулировать. Надо пересматривать целеполагания, расходы государства должны быть направлены на правильные конечные цели: качество человеческого капитала, создание рынков, создание конкурентоспособности российских предпринимателей», — отметил генеральный директор холдинговой компании «Композит» Леонид Меламед. 

По его мнению, облегчить привлечение частного капитала должно внедрение независимого технологического и ценового аудита. 

Обеспечить проведение обязательного публичного технологического и ценового аудита всех крупных инвестиционных проектов с государственным участием Правительству поручил Президент России Владимир Путин. В 2013 году ТЦА проводился в пилотном режиме по директивам первого вице-премьера Игоря Шувалова и отдельным поручениям Правительства. С 1 января 2014 года в отношении крупных инвестиционных проектов с государственным участием публичный технологический и ценовой аудит стал обязательным. Дополнительно в 2014 году Правительство инициировало проведение ТЦА в отношении ряда объектов, финансируемых за счет государственных средствс целью повышения контроля за инвестированием бюджетных средств.

Среди таких мегапроектов — модернизация БАМа и Транссибастроительство Центральной кольцевой автодороги, стадионов к чемпионату мира по футболу.

Наша работа по масштабным проектам транспортной инфраструктуры, направленная на привлечение транспортных потоков Азиатско-Тихоокеанского региона, тоже началась. В первую очередь речь идёт о модернизации Транссиба и БАМа для увеличения их пропускной способности. Инвестиции в эти магистрали превысят полтриллиона рублей», — напомнил Дмитрий Медведев на пленарном заседании сочинского форума. 

Экспертный совет также сопровождает с нуля проект строительства Центральной кольцевой автодороги. На основе этого и других проектов разработана «дорожная карта» по расширению применения механизма ТЦА. Она утверждена Правительством. 

Государство при проведении открытых конкурсных процедур по первой секции сэкономило по различным статьям от 9 до 16%. При начальной стоимости строительства первого пускового комплекса в размере 52,393 млрд рублей в целом обеспечено общее снижение стоимости строительства и эксплуатации на 9,6%, а это почти 7,183 млрд рублей», — говорил ранее министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Еще одним резервом по оптимизации расходов бюджета эксперты называют госзакупки. С декабря 2012 года члены Экспертного совета сопровождали разработку Федерального закона о контрактной системе. Разработаны несколько документов, направленных на повышение прозрачности госзакупок, госрасходов и инвестиций. По предварительным оценкам, внедрение 44-ФЗ может сэкономить до 700 млрд рублей на первом этапе

Гендиректор НАИЗ Сергей Габестро отметил, что сейчас очень остро стоит проблема подготовки кадров, и необходимо совершенствовать этот институт. 

Надо серьезно подумать над мотивацией сотрудников и активно развивать систему обучения», — сказал эксперт. 

Еще одной мерой повышения эффективности госрасходов эксперты считают повышение прозрачности бюджетного процесса

У нас тяжелый бюджет, возникает непростая финансовая ситуация, нам ничего не останется, кроме как всерьез начинать беспокоиться об эффективности. Нужно нормальное применение того, что есть. Должно быть не столько политическое решение, сколько понимание, что эта задача выходит на первый план», — заключил Евгений Елин. 


Все события