«Инновации 2.0»: поручения Дмитрия Медведева

13 Августа 2014

Премьер-министр России Дмитрий Медведев  поручил Михаилу Абызову совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами и Экспертным советом при Правительстве провести ревизию результатов исполнения решений президиума Совета по модернизации при Президенте за последние два года. Соответствующий доклад на имя Председателя Правительства будет готовиться ежеквартально. Кроме того, Михаилу Абызову поручено обеспечить взаимодействие госорганов и институтов развития при исполнении поручений Правительства по вопросам модернизации и инновационной деятельности. Соответствующие поручения Дмитрий Медведев дал по итогам встречи 25 июля с членами Экспертного совета по вопросу совершенствования системы управления и внедрения инноваций. Встречи Председателя Правительства с членами Экспертного совета проводятся регулярно, причем по самым актуальным вопросам повестки дня. Так, 23 июня встреча была посвящена развитию конкуренции.

Кроме того, регулярной ревизии должна подвергаться работа институтов развития. В связи с этим Михаилу Абызову совместно с Экспертным советом и заинтересованными органами власти поручено обеспечить проведение ежегодной оценки деятельности институтов развития. Он должен быть независимым и включать опрос и оценку компаниями-получателями поддержки от институтов развития. Первый такой доклад должен быть подготовлен до 1 апреля 2015 года. А к 1 марта Минобрнауки, Минэкономразвития, Минпромторг и Михаил Абызов должны совместно с Экспертным советом разработать проект и апробировать методику оценки эффективности госрасходов на НИОКР (в том числе их вовлечение в хозяйственный оборот).

Таким образом, в поручениях Председателя Правительства нашли отражение предложения Экспертного совета, сформулированные в виде доклада к встрече 25 июля. Доклад был подготовлен в продолжение сделанного в декабре прошлого года заключения по этому вопросу. В ходе разработки расширенного доклада эксперты провели в том числе несколько стратегических сессий по ряду направлений, проанализировали международный опыт, определили цели инновационного развития России и изложили основные задачи и направления нового этапа развития инновационной системы в России.Это система государственного управления инновациями, формирование спроса на них, пересмотр госполитики в области исследований и разработок, совершенствование механизмов работы институтов инновационного развития, привлечение «длинных денег», меры налогового стимулирования, стимулирование инновационного развития отдельных территорий (в частности, Дальнего Востока), развитие человеческого капитала, совершенствование правового регулирования.

Целями политики государства в сфере инноваций, по мнению экспертов, должны стать повышение конкурентоспособности, создание условий для реализации человеческого потенциала граждан, рост экспорта инновационной продукции, экономическое развитие регионов за счет «умной» специализации, повышение качества жизни за счет внедрения инноваций в социальную сферу. В частности, Экспертный совет отметил, что наиболее инновационноемкой отраслью в мире является здравоохранение. Вместе с тем в России количество ученых сократилось с 886 тыс. человек в 2001 году до 735 тыс. человек в 2011 году, а в Израиле инновационные отрасли обеспечивают до 46% ВВП.

Экспертный совет предложил реализовать национальный проект «Инновации 2.0» и предложил ряд конкретных мер, касающихся госполитики в сфере инноваций, работы институтов развития и компаний с госучастием.

Так, Минэкономразвития, Минфину и Михаилу Абызову поручено внести предложения о включении «инновационной» составляющей в госпрограммы. Для этого должны быть внесены поправки в НПА, регулирующие вопросы формирования, реализации и оценки госпрограмм.

Поддержку нашло и предложение экспертов о реализации 5–7 межотраслевых проектов национального масштаба с мультипликативным эффектом. Минэкономразвития, Минфину и Михаилу Абызову поручено совместно с Экспертным советом и ответственными министерствами предложить выделить не менее пяти таких проектов с высокой инновационной составляющей (с перераспределением бюджетных средств в рамках госпрограмм). Срок — до 1 февраля. Кроме того, до 1 ноября должны быть подготовлены предложения по расширению использования механизма конкурсного финансирования научных исследований в рамках госпрограмм с учетом необходимости поддержки инвестпроектов по тематикам национальных проектов.

Одним из направлений повышения спроса на инновации являются закупки, в том числе компаний с госучастием, неоднократно говорили эксперты. В связи с этим Минэкономразвития совместно с Экспертным советом поручено до 15 сентября подготовить предложения о повышении требований квотирования закупок российской инновационной продукции госорганами и госкомпаниями (не менее 5% от заказа) и разработать принципы закупки «результата» конечных инновационных услуг при реализации крупных инвестиционных и инфраструктурных госпроектов. При этом в закупочных комиссиях госкомпаний должны участвовать представители институтов инновационного развития.

Михаилу Абызову, профильным министерствам, Роскосмосу и институтам развития также поручено обеспечить актуализацию или разработку новых программ инновационного развития госкорпораций и госкомпаний по мере окончания срока их реализации с актуализацией целей и показателей эффективности. Такие программы должны быть нацелены на увязку с государственными программами и стратегиями в сфере инновационного развития, а также быть направленными на повышение производительности труда и отказ от устаревших технологий. Причем Михаилу Абызову, Экспертному совету и отраслевым министерствам поручено к 1 октября представить предложения по развитию корпоративных венчурных фондов, инвестиций в отраслевые фонды и институты развития в рамках программ госкомпаний. Госкомпаниям будет оказана методическая поддержка с учетом их специфики и роли в развитии инноваций. В рамках такой поддержки будет учитываться целесообразность введения проектного управления инновационным развитием в госкомпаниях.

Минэкономразвития и институты развития должны будут ежегодно проводить независимую оценку исполнения программ инновационного развития госкомпаний. А программы «Ростехнологий», РЖД, «Транснефти», «Россетей», ФСК ЕЭС, «Русгидро» за период до 1 января 2014 года должны до 1 декабря пройти экспертизу. Провести ее поручено профильным ведомствам, Михаилу Абызову и институтам развития.

Помимо квотирования госзакупок и инновационных компаний с госучастием в докладе по развитию инноваций Экспертный совет также предложил ряд мер по притоку «длинных» денег в инновационные проекты. По мнению экспертов, в них можно разрешить инвестировать накопительную и резервную части пенсионных средств (до 1%). По итогам встречи Дмитрий Медведев рекомендовал Центробанку совместно с профильными ведомствами и институтами развития представить предложения по вопросам долгосрочного финансирования инновационных проектов путем инвестирования пенсионных средств в ценные бумаги, доли в уставных капиталах и в финансовые инструменты высокотехнологичных компаний, инвестиционные паи инвестиционных фондов особо рискованных (венчурных) инвестиций.

Кроме того, говорится в протоколе, Экспертный совет будет участвовать в подготовке предложений по поддержке российских компаний-экспортеров инноваций, а также по расширению возможностей инвестирования в научно-исследовательские работы фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, в том числе в трансфер технологий. Также должны быть подготовлены предложения по возможной передаче таким фондам функций инвестирования в научно-исследовательские работы на основе открытых конкурсов.

А до 1 февраля профильные ведомства совместно с Экспертным советом должны внести предложения по развитию механизмов конкуренции при бюджетном финансировании НИОКР и повышению прозрачности при отборе исполнителей НИОКР. При этом доступ к публичной базе данных НИОКР должен быть расширен: отраслевым ведомствам, Михаилу Абызову и Экспертному совету поручено до 1 ноября представить соответствующие предложения в целях повышения эффективности управления НИОКР (для стратегического планирования, обеспечения межведомственного  взаимодействия, открытости, в том числе в части финансирования и конкуренции).


Все события