Опрос: россияне поставили системе госзакупок 5 из 10 баллов

31 Июля 2014

Состояние системы госзакупок оценивается в российском обществе средне. Но участники этой системы и обычные граждане полагают, что степень общественного доверия к контрактной системе можно повысить за счет максимальной открытости и прозрачности системы закупок. Таковы данные онлайн-опроса, проведенного под эгидой Открытого правительства среди почти 5700 человек: представителей органов власти из числа закупщиков, поставщиков, контролирующих органов власти, общественных контролеров и обычных граждан. Причем если первые четыре группы опрошенных считают основной проблемой контрактной системы несовершенство нормативно-правовой базы, то граждане полагают — главная проблема кроется в недобросовестности значительной части участников госзакупок.


Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступил в силу 1 января 2014 года. Он пришел на смену 94-ФЗ. С марта 2013 года Экспертный совет при Правительстве проводит ряд пилотных проектов по апробации контрактной системы. «Пилотами» выступили госкорпорация «Росатом» и ряд российских регионов: Калужская, Новосибирская и Вологодская области, Красноярский край и Татарстан, где уже в прошлом году госзакупки проводились с учетом ряда положений закона о контрактной системе. Новая система госзаказа, в частности, регулирует процедуры общественного контроля, а госзакупки стоимостью свыше 1 млрд рублей подлежат обязательному общественному обсуждению.


Средняя оценка всех респондентов системе госзакупок — 4,98 из 10 баллов. Причем лучше всего о ней отозвались представители ведомств-контролеров (5,35 балла), хуже всего — общественные контролеры (4,53 балла) и обычные граждане (4,82 балла). К самым важным функциям системы госзакупок опрошенные отнесли обеспечение поставок высококачественных товаров для госнужд, бесперебойное обеспечение поставок товаров и услуг для госнужд, обеспечение справедливой цены, снижение коррупции.


Основными проблемами контрактной системы, по мнению самих госзаказчиков, являются несовершенство нормативно-правовой базы, несовершенство технической базы, бюрократизм и излишняя сложность механизмов госзаказа, низкая квалификация сотрудников и несоизмеримость их ответственности с их зарплатой. Несовершенство нормативно-правовой базы на первое место среди всех проблем поставили и поставщики, и контролирующие органы власти, и общественные контролеры. Для граждан же эта проблема оказалась на втором месте: первой они сочли недобросовестность значительной части участников системы. При этом и граждане, и общественные контролеры среди пяти наиболее важных проблем отметили нехватку доступной и понятной информации.


Слабыми сторонами действующей контрактной системы граждане считают несовершенство нормативно-правовой базы, недостаточный контроль за добросовестностью участников госзакупок, чрезмерную их формализованность, главенство критерия цены и отсутствие дифференцированного подхода к закупке. Общественные контролеры отметили также необходимость повышения квалификации экспертов, при этом не отметив недостаточности контроля. Мнение о необходимости профессионализации экспертов и общественных контролеров неоднократно высказывали и члены Экспертного совета при Правительстве, в котором создана специальная рабочая группа. Экспертному совету премьер-министр Дмитрий Медведев поручил вести методологическое и информационное  сопровождение контрактной системы на первоначальном этапе. Для разъяснения аспектов контрактной системы и повышения квалификации общественных контролеров под эгидой Открытого правительства запущена Школа общественного контролера.


Помимо слабых, респонденты выделили и сильные, по их мнению, стороны контрактной системы. Для граждан это: условия для здоровой конкуренции, ограничение субъективных факторов, отдельные меры по борьбе с демпингом, открытость, прозрачность и общественное обсуждение, обоснование потребности и цены закупки. Заказчики и контрольные органы поставили открытость и прозрачность, а также общественное обсуждение на первое место. А общественные контролеры самой сильной стороной сочли системность и регулирование всех этапов закупок.


При этом опрос выявил расхождение мнений опрошенных о том, интересы каких референтных групп необходимо учитывать при развитии контрактной системы. В каждой из пяти групп респондентов большинство сочло таковыми себя. Но если граждане и общественные контролеры говорили о своих интересах в 44,3% и 44,2% случаев соответственно, то закупщики — в 88,8%.


Степень общественного доверия к контрактной системе может повысить ее максимальная открытость, прозрачность процессов закупок — в этом сходятся представители всех опрошенных групп. Среди других мер указываются развитие общественного контроля, упрощение закупочных процедур, создание реестра недобросовестных поставщиков. При этом граждане на третье место поставили повышение понятности системы — ни одна из других групп эту меру в числе пяти наиболее важных не указала.


Все события