Аудит скоростной магистрали Москва-Казань

8 Июля 2014

Проект строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) МоскваКазань стал третьим мегапроектом, результаты технологического и ценового аудита которого прошли через публичные слушания в формате Открытого правительства. Они прошли 7 июля в ходе заседания двух комитетов совета потребителей по вопросам РЖД — инвестиционного и по пассажирским перевозкам — с участием привлеченных экспертов, консультантов, представителей общественных организаций и компаний отрасли. Совет потребителей создан для осуществления общественного контроля за инвестпрограммой и тарифами госкомпании в соответствии с утвержденной в сентябре Концепцией создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий. Этот документ был разработан Экспертным советом при Правительстве.

В ходе обсуждения результатов ТЦА эксперты поставили под сомнение соответствие полноты и глубины выполненной работы первоначальному техническому заданию, в связи с чем было решено сделать дополнительный запрос аудитору.

Высокоскоростная магистраль (ВСМ) МоскваКазань — один из трех мегапроектов, заявленных к реализации Владимиром Путиным в рамках Петербургского экономического форума в 2013 году. Еще два — модернизация БАМа и Транссиба и строительство Центральной кольцевой автодороги в Московской области. На эти проекты предложено выделить средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). Проекты по модернизации БАМа и Транссиба и строительства ЦКАД сопровождает Экспертный совет при Правительстве. По итогам публичных обсуждений результатов технологического и ценового аудита (ТЦА) проект развития Восточного полигона оптимизирован. Строительство ЦКАД сопровождается экспертами со стадии обсуждения техзадания на ТЦА каждой из четырех секций до строительства секций.

Цель ТЦА — повышение эффективности использования бюджетных средств еще на стадии планирования инвестпроекта, оптимизация стоимости, сокращение сроков строительства, выбор наиболее эффективных конструктивных решений. Для проекта ВСМ он проводился на допроектной стадии. Его целью было в том числе представление рекомендаций по подготовке проектной документации и дополнительным изысканиям, пояснила на слушаниях партнер «Эрнст энд Янг — оценка и консультационные услуги» Ольга Архангельская.

Участок МоскваКазань должен стать частью высокоскоростной магистрали (ВСМ-2) МоскваЕкатеринбург. Инвестиции в этот участок оцениваются в 1,068 трлн рублей, ежегодный пассажиропоток — 10,5 млн человек к 2020 году. Протяженность линии — 770 км, проектная скорость движения — до 400 км/ч, время в пути от Москвы до Казани 3,5 часа, срок строительства — 4 года.

Проект МоскваКазань относительно не очень сложен по инженерным сооружениям и находится в границах показателей, которые показывают мировые аналоги», — рассказала Ольга Архангельская.

Сравнение проводилось в том числе со стоимостью строительства высокоскоростных железных дорог в Германии, Великобритании, Испании, Италии. Эксперты же хотели бы видеть в заключении по ТЦА сопоставление аналогов по техническим и технологическим параметрам и климатическим условиям. Если такое сопоставление сделать невозможно, это необходимо отразить в отчете, указал исполнительный директор Совета операторов железнодорожного транспорта Дмитрий Королев.

Есть очень большая разница между стоимостью строительства подобных проектов в Италии, Испании и Германии. Италия и Испания в нижней части тренда, Германия в верхней. Разница в 4050%. Скорее всего, причина в том, что в нашем проекте, вероятно, заложены германские технологические решения», — заметил член совета потребителей Сергей Нарышкин.

В частности, вопросы у экспертов вызвало обоснование выбора безбалластного строения пути — новой для России и дорогой технологии. 

На протяжении всего проектирования эти вопросы возникали. На сегодняшний день нет окончательного решения, будет ли безбалластный путь. Это расчетные решения. Безбалластное полотно дает больший эффект безопасности… Безопасность ставится во главу угла. Безбалластный путь также не требует такого количества "окон" для обслуживания», — пояснил директор составлявшего предпроектную документацию «Ленгипротранса» Владимир Чернаков.

В структуре сметной стоимости верхнее строение пути занимает всего 10%, пояснил представитель «Скоростных магистралей» Юрий Котлов. В свою очередь, Дмитрий Королев предложил зафиксировать в отчете о ТЦА проекта, что ставится в приоритет — безопасность или экономия средств. Кроме того, эксперт предложил проанализировать опыт строительства высокоскоростной магистрали на севере Китая, где схожие климатические условия. В Китае стоимость работ не раскрывают, пояснил Юрий Котлов.

Китай единственная страна, где ВСМ строилась в условиях промерзания почвы… Когда мы спросили, какие у них были технологии, они ответили, что это были технологии БАМа», — рассказал директор Центра организации скоростного и высокоскоростного движения (ЦВСМ) РЖД Георгий Петрушенко.

В свою очередь аудиторы и консультанты пришли к выводу, что технические решения ВСМ-2 находятся на мировом уровне, а проектирование дороги под скорости до 400 км/ч является уникальным.

Технические решения абсолютно соответствуют состоянию технического развития в странах Европы и Юго-Восточной Азии, где соответствующие проекты либо выполнялись, либо строятся», — сообщил представитель Deutsche Bahn, аудитор технической части Франк Плеша.

Вместе с тем аудитор высказал ряд критических замечаний. Построить такую дорогу за 4 года возможно, но особое внимание необходимо уделить изысканиям и проектной стадии. Среди рекомендаций также: ускоренная подготовка нормативов (федеральных и внутри РЖД), апробация железнодорожной техники на проектных скоростях, проектная минимизация затрат на эксплуатацию, урегулирование вопросов отвода земель, создание базы для логистики строительства, строительного контроля и надзора и т.д.

Все решения, которые предусмотрены, технически и технологически выполнимы, требуют больших усилий, чтобы осуществлять в запланированном графике, в первую очередь высококвалифицированного комплексного управления проектом… Мы тоже рекомендуем в определенной фазе выполнения проекта привлечь соответствующих носителей ноу-хау», — сказал Франк Плеша.

У экспертов также имеется несколько замечаний, касающихся освоения инновационных технологий. Для этого в структуре РЖД можно было бы создать отдельную команду, предложил руководитель проектов «СИС Инкорпорейтед» Дмитрий Жиганов.

Дорога переведет наше железнодорожное сообщение в новое качество. Отчасти она должна финансироваться из ФНБ. Трудно придумать более правильное применение этим деньгам… Многие проекты, особенно длительные, к сожалению, на момент реализации катастрофически устаревают… Эта ментальная проблема еще усугубляется системой закупок… Существует реальный риск, что мы за наши деньги воспроизведем вчерашний день», — предупредил эксперт.

В связи с этим эксперты указали также на необходимость уточнения системы закупок госкомпании с учетом необходимости применения новых технологий и локализации производства. В РЖД заверили, что, например, по стрелкам такая работа уже ведется. Если не считать безбалластный путь, стрелки, контактный провод и подвижной состав, то необходимые технологии в России есть.

Член совета потребителей Максим Мироненко указал также на необходимость учета рисков, связанных с отсутствием на первом этапе квалифицированных рабочих для строительства такой магистрали. В свою очередь Франк Плеша отметил, что этот вопрос должен быть проработан на стадии проектной документации, а вопрос, по заключению аудитора, стоит даже не о подрядчиках, а об осуществлении качественного строительного контроля и надзора.

В целом участники заседания отметили, что результаты ТЦА удовлетворительны с учетом имеющихся нормативов и того, что это предпроектная стадия.

Несмотря на все критические замечания, представленные экспертам материалы показывают, что проделана большая работа. Поиск наиболее эффективных решений тактическая задача, которая скажется на стоимости», — сказал член совета потребителей Николай Добринов.

В компании McKinsey также сочли, что на этой стадии ТЦА проведен достаточно качественно.

На данном этапе проработки и глубина, и детальность важны, так как позволяют зафиксировать пути дальнейшей проработки проекта… А затем уже зафиксировать цену в пределах плюс-минус 10%», — отметила старший партнер компании Дарья Борисова.

Обсуждение результатов ТЦА продолжится в заочном режиме: эксперты представят свои замечания, а аудиторы по возможности — ответы на них. По итогам этого обсуждения будет сформировано экспертное заключение.


Все события