Эксперты: Концепции семейной политики не хватает скреп

3 Июля 2014

Проекту Концепции государственной семейной политики до 2025 года, разработанному Минтрудом, не хватает идеологических скреп, ряда конкретных показателей эффективности, более полной увязки с Национальной стратегией действий в интересах детей, структурирования категорий семей, которым требуется государственная поддержка. К таким выводам пришли в рабочей группе Экспертного совета «Семейная политика и детство», которая подготовила заключение.

Концепция разработана во исполнение Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии в интересах детей. Сама Стратегия была подписана Президентом в июне 2012 года. Перед утверждением плана ее реализации проводилось широкое общественное обсуждение в формате Открытого правительства по реализации важнейших положений Стратегии, по итогам которого план был скорректирован. Принципы разработки Концепции семейной политики также прошли экспертное обсуждение. Уже подготовленный проект был опубликован для общественного обсуждения в том числе на сайте Минтруда, в связи с чем, как отмечала пресс-служба кабинета министров, количество писем по вопросам института семьи в адрес Правительства значительно выросло (208 против 31 обращения в апреле). Подготовленный Минтрудом проект Концепции обсуждался также 15 мая на заседании общественного совета при этом ведомстве. Тогда сообщалось, что проект направлен на согласование в заинтересованные органы власти.

В проекте Концепции эксперты предложили в первую очередь устранить имеющуюся, по их мнению, правовую коллизию: поскольку основные направления политики государства, согласно Конституции, определяет Президент, то рекомендуется изменить название документа. Например, речь может идти о концепции реализации основных направлений государственной семейной политики.

Кроме того, рабочая группа и привлеченные к анализу представители экспертного и научного сообщества, общественных организаций рекомендовали ввести в документ основные понятия и определения: семья, материнство/отцовство, детство, семья с особыми потребностями, находящаяся в трудной жизненной ситуации, семейные ценности, экономическая устойчивость семьи и так далее.

В частности, в разделе "Современное положение российской семьи" подменяется понятие семьи и домохозяйства…» — сочли в Экспертном совете.

Еще одно замечание к структуре документа — отсутствие результатов реализации семейной политики за последние годы. В описании положения российской семьи не хватает выявления причинно-следственных связей (например, причин абортов), что в дальнейшем могло бы способствовать более четкой постановке задач. Необходимо также структурировать категории семей, исходя из их проблем, считают эксперты и указывают: риски снижения качества жизни особо ощутимы в молодых, многодетных, приемных, монородительских семьях, семьях с инвалидностью родителя или ребенка.

Возможно, следует обозначить эти семьи одной группой — семьи с особыми потребностями, в отношении которых адресность государственной политики будет носить преференции для целых групп семей, что и сегодня присутствует в политике», — отмечается в заключении.

Эксперты также сочли размытыми цели Концепции и рекомендовали сохранить цели, обозначенные в Основных направлениях государственной семейной политики, включив в них «укрепление института семьи». Задачи же требуют укрупнения и правильной постановки, подчеркивается в заключении. А ряд направлений семейной политики не нашли отражения в Концепции: речь, в частности, о поставленной Президентом задаче по преодолению ситуации, когда семья попадает в категорию бедных при рождении ребенка. Эту задачу глава государства требовал решить в течение трех лет.

Предлагается также определить все представленные в России социально-демографические типы семей и структурировать задачи Концепции по типам семей, что придаст Концепции понятную структуру», — говорится в рекомендациях Экспертного совета.

За выполнение каждой задачи нужно назначить ответственных, считают эксперты, а для совершенствования управления семейной политикой целесообразно выделять в бюджетах всех уровней «семейно-детские бюджеты», создавать советы по делам семьи и детей, выделять в госпрограммах отдельные подпрограммы. Еще одно предложение — создать Фонд поддержки семей и детей по типу Национальных касс семейных пособий во Франции и Бельгии. Такой орган мог бы содействовать развитию услуг по уходу за детьми (прежде всего возрастом до 3 лет), методически сопровождать социальную работу с семьями, координировать мероприятия Национальной стратегии, а также решать проблемы выплаты алиментов. Последняя проблема была отдельным предметом обсуждения в формате Открытого правительства, в ходе которого эксперты, депутаты и представители общественных организаций предлагали различные варианты ее решения: от лишения неплательщиков алиментов права на вождение автомобиля до создания Алиментного фонда.

В качестве целевых показателей эффективности необходимы конкретные ожидаемые количественные результаты, отметили эксперты. Они предложили выделить 10 наиболее значимых КПЭ, например: доля расходов на семейные пособия в ВВП; доля домохозяйств с детьми, имеющих среднедушевые доходы выше 1,52 прожиточных минимумов; доля детей до 3 лет, обеспеченных услугами по уходу; доля домохозяйств с тремя и более детьми в общем числе бедных домохозяйств и так далее. При этом 55% показателей в Концепции касаются только детей и дублируют другие документы, отмечают эксперты.

Например, "поэтапное увеличение доли расходов на семейные пособия… в валовом внутреннем продукте до 2,2 процента" предусмотрено в действующих (!!!) Основных направлениях государственной семейной политики, принятых в 1996 году. В странах с успешной семейной политикой он находится на уровне 34% ВВП…» — указывают в Экспертном совете.

Там также делают вывод, что документу не хватает концептуального подхода, отличного от предыдущих лет и систематизирующего разрозненные действия власти, ответа на вызовы времени и прорывных идей.

К таким ключевым моментам, которые эксперты назвали идеологическими скрепами, могут относиться: вопросы предотвращения бедности семьи в связи с рождением ребенка; решение вопроса о продолжении программы материнского капитала; развитие системы услуг по уходу за детьми; развитие детского отдыха; поддержка молодых и многодетных семей, а также работников с детьми; выработка единых инструментов, позволяющих оценить эффективность семейной политики и так далее.

Рассматривая Концепцию, эксперты проанализировали ее с точки зрения качества жизни. Да, пособия, возможно, в России невысокие, но качество жизни — это не только деньги, но и возможности. Речь идет об увязке комплекса вопросов: занятости молодых родителей, очередей за госуслугами и в поликлиники, аренды и покупки жилья, развития индустрии детских товаров и услуг, повышения роли некоммерческого сектора. Возможно, отражение конкретных показателей в Концепции и не нужно, но они должны быть определены. Например, мы говорим, что бедных многодетных семей быть не должно, а к 2018 году треть детей до трех лет должны быть обеспечены услугами по уходу. Такие конкретные и понятные показатели, возможно, ведомствам необходимо закрепить в публичных декларациях. Примеры уже есть Минобрнауки для себя в качестве приоритетной цели выбрал сокращение количества детей-сирот и очередей в детские сады», — сказал министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.


Все события