Приоритеты Минприроды по повышению открытости

20 Июня 2014
Министерство природных ресурсов будет внедрять механизмы открытости в работу всех сотрудников министерства и подведомственных органов власти. На этот год выбраны приоритетные механизмы, зафиксированные в Стандарте открытости, утвержденном Правительством и обязательном для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти. По результатам самообследования, проведенного в рамках реализации Стандарта, Минприроды заняло 22 место, Росгидромет — 13, Рослесхоз — 20, Росприроднадзор — 38 место; по итогам этого года ведомства планируют улучшить результат. О путях повышения открытости говорили участники совещания, прошедшего 20 июня под председательством министра по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова и главы Минприроды Сергея Донского. Особое внимание будет уделено приоритетным механизмам открытости — взаимодействию с референтными группами, взаимодействию с общественным советом, публикации открытых данных. 

Открытость для министерства — важный элемент как с точки зрения выполнения наших полномочий (нам приходится каждый день сталкиваться с запросами и населения, и бизнеса), так и с другой стороны: есть большой блок законодательства, который требует внимания, и мы должны быть уверены, что примем закон, отвечающий запросам общества… Пытаемся подойти к этой задачке, чтобы министерство было понятным, ясным и самое главное — реагирующим на то, что общество волнует», — поставил задачу глава Минприроды. 

Для координации работы в рамках реализации Концепции открытости в Минприроды назначен ответственный — замминистра Денис Храмов, сформирован отдел обеспечения деятельности в рамках «Открытого министерства». Ведомство сформулировало публичную декларацию (в прошлом году Минприроды было «пилотным», в этом году декларации должны составить все ведомства), определило референтные группы и начало проводить среди них опросы, составило план по реализации Концепции с показателями эффективности. Кроме того, согласно рекомендации Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства, Минприроды выбрало три общественно значимых нормативно-правовых акта для широкого общественного обсуждения и представления в понятном для граждан формате. Это поправки к вопросам регулирования возмещения экологического вреда (в том числе накопленного ущерба), стимулирования деятельности в области обращения с отходами и стимулирования внедрения наилучших технологий. 

Я хотел бы, чтобы к работе по реализации Стандарта открытости мы подходили максимально неформально и демократично. Минприроды и подведомственные ФОИВы вошли в проект по реализации принципов открытости как пилотные ведомства, что сразу же дало результаты. Я не раз приводил в пример общественный совет… Но члены общественного совета сетуют на то, что им не всегда удается обсудить актуальные вопросы, а их мнения не всегда учитываются. Мне хотелось бы, чтобы общественный совет работал неформально», — сказал Михаил Абызов.

Работа общественного совета будет переформатирована — Минприроды будет выносить на обсуждение проблемы, транслируемые экспертным сообществом, что позволит общественности сопровождать процесс нормотворчества «с нуля». 

Усилить [работу], чтобы послушать то, что не отлилось в металл законодательных актов. Если мы будем рассматривать проблемные вопросы, то там реакция министерства больше потребуется», — пояснил глава общественного совета Николай Касимов, посетовавший, однако, на перегруженность совета рассмотрением «технических» НПА. 

Этот вопрос уже поднимался рабочей группой Экспертного совета и Общественной палаты, которая сопровождает «перезагрузку» и работу общественных советов. В результате на заседании Правительственной комиссии было решено принять новое, типовое (то есть обязательное) положение об общественных советах при министерствах и ведомствах. Там будет указано, что для обсуждения в общественном совете будут отбираться приоритетные НПА, пояснил Михаил Абызов. 

До конца года предполагаем принять поправки к 851 постановлению [Правительства]: все НПА для общественного совета будут открыты, совет сможет выбрать любой для обсуждения. В этих НПА будет ядро — общественно значимые проекты — которые общественный совет должен обсудить. Сейчас в ручном режиме можно определить, какие акты “технические” и могут быть рассмотрены заочно, а какие требуют содержательного анализа», — рекомендовал Михаил Абызов. 

По его словам, одно из ключевых направлений в работе Минприроды — публичная декларация целей и задач. 

Деятельность министерства многогранна... Этот инструмент помогает среди этого многообразия сконцентрировать внимание на главном в данный период времени для гражданина, для бизнеса, для государства, для международного сотрудничества», — пояснил министр, но подчеркнул: публичную декларацию на 2014 год Минприроды нужно доработать. 

В то же время Экспертный совет при Правительстве, проанализировав работу Минприроды по внедрению механизмов открытости, выявил ряд недостатков, они будут исправляться при участии экспертного сообщества. В частности, доработки требует план по реализации Концепции открытости — все министерства и ведомства его подготовили, документ подлежит общественному обсуждению. 

План… находится на хорошем, среднем уровне. Но он не великолепный, к каким я отношу… план министерства финансов... Там организована работа практически на уровне машины: там "шагающий экскаватор". Каждый руководитель департамента знает, в чем его задача по выполнению Стандарта открытости на 2014 год, как эта задача измеряется, какой результат он должен сделать и выдавать… Мы подготовили дополнения и рекомендации к плану [Минприроды]… Я доволен тем, какие из механизмов предложены в качестве приоритетов», — сказал Михаил Абызов. 

Однако работа по одному из этих приоритетов — публикации открытых данных — пока только в начале пути. Минприроды опубликовало всего два набора, которые «не сверхактуальны», отметил министр. Он предложил разместить в интернете карту России, с помощью которой можно было бы узнавать текущую природную ситуацию. Вместе с тем часть открытых данных министерство публикует на портале «Наша природа» — системы общественного контроля за состоянием окружающей среды. Пока на портале граждане могут оставлять жалобы на свалки, но функционал будет расширен, сказал Сергей Донской. 


Проблема открытых данных решается «сквозным» образом — одновременно в Минприроды и подведомственных службах, указал Денис Храмов. К этой работе привлечен Совет по открытым данным. 

Мы одобрили "дорожную карту" http://www.open.gov.ru/events/5509989/?sphrase_id=60967 по реализации Хартии открытых данных, там довольно большая роль Министерства природных ресурсов. Метеоданные, состояние окружающей среды, уровень и источники загрязнения — на этих данных строится много глобальных сервисов в области охраны окружающей среды... Мы договорились, что коллеги расширят перечень наборов для открытия до 2018 года. Росгидромет обещал открыть данные метеонаблюдения с 600 точек [из 3000]», — обрисовала план работы член совета и Правкомиссии Екатерина Шапочка. 

И в Минприроды, и в Экспертном совете согласны, что для налаживания неформальной работы необходимо тиражирование лучших практик. 

Среди всех министерств лучший блог у нас в МЧС», — привел один из примеров Михаил Абызов. 

Такие практики есть и в Минприроды, отметил член Экспертного совета Александр Брагин. В частности, ведомство визуализировало госпрограммы, по которым оно является ответственным исполнителем, и план работы на 2013–2018 годы, представило отчет о публичной декларации на итоговой коллегии, а министр ведет блог. Согласно предварительному опросу ВЦИОМ, информированность населения о существовании министерства высокая (89%). Но есть «пробелы». 

Оценка населением целеполагания деятельности министерства звучит скорее как ориентация на вышестоящее начальство, а не на население… Эксперты же считают, что Минприроды ведет недостаточно активную информационную политику», — пояснил Александр Брагин.

Кроме того, ряд приоритетных направлений деятельности Правительства также должны найти отражение в работе министерства с референтными группами, экспертным сообществом, общественным советом, сказал Михаил Абызов. Речь идет о реализации ведомственного плана противодействия коррупции и оптимизации контрольно-надзорных функций. 

Наша задача — чтобы открытость вошла в культуру госуправления», — резюмировал Михаил Абызов.


Все события