Национальный доклад о госзакупках — общественно-экспертный фокус

5 Июня 2014

Рабочая группа Экспертного совета при Правительстве по вопросам совершенствования госзакупок и госинвестиций подготовила предложения по направлениям развития контрактной системы. Соответствующий закон 44-ФЗ вступил в силу 1 января 2014 года. По поручению премьер-министра Дмитрия Медведева Экспертный совет, который участвовал в разработке закона и его апробации еще до вступления в силу, ведет информационное и методологическое сопровождение контрактной системы. Соответствующие предложения по совершенствованию тех или иных механизмов госзакупок результат работы за первые 5 месяцев 2014 года экспертов и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Когда мы начали собирать пожелания со стороны экспертного сообщества, большинство экспертов начали углубляться в детали: основные замечания изменения в 44-ФЗ, а не что-то принципиальное. Если мы хотим принципиально совершенствовать систему, необходимы общие рекомендации для вынесения их на уровень Правительства. Мелкие замечания мы также обобщим и направим в Минэкономразвития», — пояснил исполнительный директор НАИЗ Георгий Сухадольский.

Так, эксперты сошлись во мнении о необходимости подготовки ежегодного национального  доклада о госзакупках — их общественно-экспертной оценки. Фокус должен быть сделан на  публичности контрактной системы; оценке ее эффективности и возможности совершенствования, включая прозрачность процедур; на снижении уровня коррупциогенности; вовлеченности общества в контроль закупок; на рейтинге закупщиков. По мнению экспертов, доклад будет способствовать популяризации лучших закупочных практик. При этом документ не будет дублировать соответствующие отчеты Минэкономразвития и других федеральных органов исполнительной власти о работе контрактной системы.

Идея составления национального доклада о госзакупках появилась после составления промежуточного доклада о контрактной системе. Ранее Дмитрий Медведев поручил Михаилу Абызову совместно с Экспертным советом по результатам мониторинга правоприменения закона 44-ФЗ дополнительно проработать и представить в Правительство предложения по развитию контрактной системы. Соответствующий доклад был направлен в Правительство 1 июня. Ключевые предложения: упростить процедуры планирования срочных закупок, упростить процедуры «мелких» закупок, скорректировать подходы к централизации закупок, ввести институт дозакупки, создать единый методологический центр мониторинга эффективности контрактной системы, доработать сайт zakupki.gov.ru с целью мониторинга исполнения контрактов, создать систему стимулов и поддержки общественных контролеров.

В документе указаны и выявленные экспертами риски: затягивание создания единой информационной системы, каталога товаров, работ и услуг, а также введения принципов нормирования.

Экспертный анализ практики общественного обсуждения крупных закупок выявил низкий уровень качества проведения таких обсуждений заказчиками и, как следствие, отсутствие экономического эффекта от них, говорится в докладе. Это направление в рамках экспертной работы обсуждалось отдельно, соответствующий доклад, как и доклады об общественном контроле и экспертном сопровождении закупок, внесены в Правительство. Вопрос также выносился на заседание Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства, по результатам заинтересованным министерствам и ведомствам даны детальные поручения. В качестве варианта решения проблемы эксперты также предложили использовать опыт сопровождения технологического и ценового аудита первой очереди ЦКАД. В связи с чем предложено распространить практику ТЦА на все крупные закупки и в целях централизации процедур рассмотреть вопрос о создании самостоятельного госоргана (агентства) по размещению госзакупок стоимостью свыше 1 млрд рублей.

Нарекания экспертов вызывала также деятельность контролирующих органов, в связи с чем проводится анализ их работы в части реагирования на нарушения при размещении крупных закупок и изучение возможности повышения эффективности влияния контролирующих органов на учет результатов общественных обсуждений. Еще одна рекомендация — вернуться к вопросу о функциях и полномочиях органов власти в сфере контроля за госзаказом.

Подобный документ должен стать ежегодным. По мнению Экспертного совета, такой доклад должен стать неотъемлемой частью контрактной системы, средством ее мониторинга на предмет открытости и прозрачности процедур, эффективности общественного контроля над госзакупками на всех уровнях», — полагает министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

В Минэкономразвития идею поддерживают, сказал начальник отдела закупок организаций государственного сектора Департамента развития контрактной системы Кирилл Бурлаков.

Как полагают эксперты, по результатам общественно-экспертного анализа будет корректироваться развитие системы госзакупок.

44-ФЗ, пришедший на смену закону о госзакупках 94-ФЗ, содержит ряд новаций, предоставляющих обществу большие возможности для контроля за системой госзаказа. Так, предусмотрена «сквозная» открытость всего процесса госзакупок, общественный контроль за ними. Госзакупки федерального уровня свыше 1 млрд рублей подлежат обязательному общественному обсуждению. Для популяризации и разъяснения «общественной» стороны контрактной системы Экспертный совет проводит мониторинг, а также методологическую работу. Так, в Москве запущена Школа общественного контролера, где эксперты, а также представители органов власти дают всем желающим практические знания о возможностях общественного контроля.

Вместе с тем эксперты поставили вопрос в первую очередь об информационном наполнении национального доклада.

Идея разумная, но необходимо понимать, как эта работа будет финансироваться, кто ее будет делать. Нужен административный ресурс на добывание информации, так как не всю информацию можно брать из открытых источников, единого информационного ресурса», — указал первый заместитель гендиректора «Энергосервис – конкурентные закупки» Сергей Чубаров.

С экспертом солидарны и в Счетной палате, которая предлагает сразу определить источники информации для такого доклада.

Будет ли это доклад на основании информации задействованных органов власти? Или это в большей степени двусторонний взгляд?» — задался вопросом замначальника инспекции комплексного анализа эффективности функционирования контрактной системы Эдуард Мухтаров.

Эксперты пришли к выводу, что при составлении национального доклада нужно опираться как на информацию, содержащуюся в открытых источниках, так и применять другие методы изучения мнения общества, экспертов, закупщиков и других интересантов. 

Что касается доступности информации о закупках, Экспертный совет намерен дополнительно обсудить этот вопрос с Минэкономразвития, Казначейством и заинтересованными министерствами, в том числе в части автоматизации, доступности и прозрачности публикуемой о госзакупках информации. Например, детальную информацию о планах-графиках и исполнении закупок приходится анализировать «вручную». 

Мониторинг выполнения контракта: общероссийский официальный сайт (zakupki.gov.ru. прим. ред.) не дает такой возможности ни контрольным органам, как нам представляется, ни общественности. Будем надеяться на единую информационную систему. Главное чтобы это не было слишком сильно усложнено», — предупредил начальник отдела управления финансового контроля госзакупок Росфиннадзора Андрей Игнатов.

Целью доклада должна быть и оценка эффективности существующей системы, включая сложность прохождения процедур как заказчиками, так и исполнителями, считает директор отдела финансовых расследований KPMG Юлия Максименко. Она напомнила, что сбор необходимых документов для участия в тендерах требует больших трудозатрат.

Больше и больше требований, больше и больше времени, затрат ресурсов требует механизм. При этом стоимость закупаемых продуктов и услуг за счет этого тоже повышается. Наверное, стоит оценить и сказать: "Мы ввели такое-то требование, оценили, и оно не приносит тех ожидаемых результатов. Наверное, от этого требования стоит отказаться в пользу какого-то другого требования"», — выдвинула инициативу эксперт.

С учетом состоявшегося обсуждения рабочая группа Экспертного совета суммирует предложения и выработает архитектуру предстоящего доклада, а также решения поставленных экспертами вопросов.

Среди других направлений, которые, по мнению экспертов, требуют проработки для совершенствования контрактной системы: единый подход к методологии и контролю и требования к закупкам компаний с госучастием. Отдельным направлением станет и совершенствование системы общественного контроля. Рабочая группа признала, что пока активность общественных контролеров, в том числе при обязательном обсуждении «миллиардных» закупок, низкая, контролеры мало знают о своих возможностях, а уровень квалификации многих из них невысок. Участники совещания сходятся во мнении, что, несмотря на угрозу «троллинга» добросовестных поставщиков недобросовестными, этот механизм необходимо развивать.

Например, в Москве объявили процедуру проверки строительства определенной развязки. По результатам общественного обсуждения дали замечания заинтересованные жители. Эту закупку отменили. Это на самом деле работает», — указал Эдуард Мухтаров.

Рабочая группа сочла необходимым создать систему как финансовых, так и нефинансовых стимулов для большего вовлечения общества в работу по контролю процессов закупок, поддерживать их методологически, повышать их квалификацию и так далее.

Предложения членов Экспертного совета, привлеченных экспертов (в том числе общественных организаций, консалтинговых компаний, компаний с госучастием) и заинтересованных министерств и ведомств лягут в основу дальнейшей работы по совершенствованию контрактной системы.


Все события