Открытые данные: стимулы и ответственность

29 Мая 2014

Правительственная комиссия по координации деятельности Открытого правительства одобрила разработанную Советом по открытым данным совместно с заинтересованными организациями и министерствами «дорожную карту» деятельности федеральных органов власти по раскрытию информации в формате открытых данных. В то же время участники заседания поддержали предложение Совета по открытым данным по введению ответственности за непубликацию данных, раскрытие которых регламентировано распоряжением Правительства.

Дорожная карта включает более 300 первоочередных наборов данных, которые мы предлагаем опубликовать уже в течение этого года. Мы проработали структуру этих данных, мы согласовали их практически со всеми федеральными органами исполнительной власти… Также разработан комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие инфраструктуры открытых данных и становление экосистемы открытых данных», — уточнила член Правкомиссии Екатерина Шапочка.

В феврале 2013 года Председатель Правительства Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития и министру по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову совместно с членами Экспертного совета при Правительстве разработать систему мониторинга и оценки востребованности открытых данных. Публикация данных должна служить повышению подотчетности власти, формированию рынка приложений и сервисов, расширению базы для научных изысканий, а также созданию информационной основы и инструментария Открытого правительства.

Методологически процесс раскрытия массивов данных в России сопровождает Совет по открытым данным. Совет подготовил Концепцию портала открытых, в которой заложены принципы мониторинга и оценки востребованности открытых данных. Согласно Концепции 27 марта 2014 года заработал единый портал открытых данных.

В то же время, как свидетельствует мониторинг Высшей школы экономики, работа по раскрытию данных ведется министерствами с запозданием. 11 федеральных органов исполнительной власти не начали работу по раскрытию наборов данных, среди них семь находятся в ведении Правительства (Минвостокразвития, Минстрой, Минтранс, Ространснадзор, Росжелдор, Роскосмос, Росмолодежь). При этом за последние полгода в работу включились восемь федеральных органов власти: Минэнерго, Минсельхоз, Роснедра, Росстандарт, Росавиация, Росфиннадзор, ФМС, а также Управление делами президента. К моменту проведения исследования 67 федеральных органов исполнительной власти опубликовали 857 наборов данных, из которых для скачивания доступно 737.

Ни одного востребованного набора данных, в соответствии с опросом, проведенным ВШЭ совместно НП «Информационная культура», в том числе на сайте «Эха Москвы», до сих пор опубликовано не было», — констатировал аналитик Дирекции по экспертно-аналитической работе ВШЭ Руслан Артамонов.

При формировании открытых данных хорошо бы делать это в разрезе по субъектам. Федеральные органы власти собирают данные до муниципалитета, а выдается средняя температура по больнице», — сделала замечание замминистра информтехнологий и связи Подмосковья Светлана Белозерова.

Кроме того, не все ведомства занимаются актуализацией открытых данных, посетовали в ВШЭ.

Это какой-то позор!» — сделал вывод Михаил Абызов.

В связи с этим Совет по открытым данным предложил ввести меры стимулирования и ответственности для ведомств, которые не публикуют данные или публикуют данные низкого качества.

Возможно, необходимо поднять требования по работе с открытыми данными на уровень выше: от нормативно-правового акта Правительства до уровня законодательного требования. Тогда исполнение будет отслеживать прокуратура», — сказал Михаил Абызов.

Он пообещал обратиться в Счетную палату с запросом проверить эффективность расходования средств программы «Информационное общество» в части открытых данных. Работу по мониторингу проведет и Министерство связи, сказал министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров.

Очень приятно, что у нас появляется все больше и больше конкретики, [единый] портал заработал. Наличие плана мероприятий позволит нам наиболее жестко проводить политику приоритизации расходов по 242-му виду “информационные системы”… Минкомсвязи тратит один из самых маленьких бюджетов [по программе “Информационное общество], но зато мы осуществляем координацию. Требования к открытым данным мы утверждали на комиссии по информтехнологиям», — сказал Николай Никифоров.

Утверждение «дорожной карты» позволит Минкомсвязи проводить мониторинг наряду с ответственным ведомством — Минэкономразвития.

Мы с учетом бюджетного цикла можем смотреть [план] по датам и минимум раз в год будем приходить с докладом, мониторингом учета требований открытых данных. Думаю, можно в июле этого года посмотреть первый анализ. На тех, кто “красный” здесь (не выполнившие требования ведомства прим.ред.), мы более детально посмотрим с точки зрения программы информатизации», — сказал глава Минкомсвязи.

Как оказалось, не во всех ведомствах даже назначены ответственные за раскрытие данных в машиночитаемом формате, указала Екатерина Шапочка. По ее словам, актуальным остается и вопрос создания единого центра компетенций — площадки для обучения представителей органов власти.

Нам необходимо зафиксировать отличников и обратить внимание руководителей ведомств, найти правильную форму поощрения. Что касается неисполнения требований распоряжения Правительства, а также наихудших показателей по количеству и качеству, необходимо вам (ВШЭ) совместно с Советом по открытым данным разобрать все эти случаи и зафиксировать соответствующие рекомендации в решении Правкомиссии об инициировании проверок внутри ведомств, сотрудников, которые должны были сделать эту работу, и о разработке плана по решению этих проблем», — подытожил Михаил Абызов.

По данным мониторинга ВШЭ, на 100% распоряжения Правительства № 1187-р от 10.07.2013 выполнили МВД, Росздравнадзор, Рособрнадзор, Роскомнадзор, Минфин, Казначейство, Росалкогольрегулирование. Полностью или частично требования не выполнили Росавиация, Росфиннадзор, Россвязь, ФСВТС, Росстат, Минсельхоз, Минздрав, Минпромторг, Роструд, Минэкономразвития, Минприроды.

Директор центра ГРАНИ Светлана Маковецкая предложила также отметить самые прогрессивные регионы — одним из таких является Москва. Согласно мониторингу ВШЭ, всего на федеральном и региональном уровне с 2011 по март 2014 года на раскрытие данных затрачено 365 млн рублей (86 млн и 276 млн соответственно, данные с сайта zakupki.gov.ru). При этом львиная доля расходов 257 млн рублей приходится на Москву, далее идет Пермский край (18 млн рублей). На федеральном уровне 68 млн рублей расходов пришлось на финансирование создания публичного ресурса открытых данных в области науки и техники (Минобрнауки).

Эта работа ведется на деньги налогоплательщиков. Если мы собираем эти данные, мы обязаны их собирать, сохраняя их качество, и представлять так, чтобы это требовало минимальных трудозатрат и было удобно для того же самого налогоплательщика… Москва показывает, что правильная работа с открытыми данными изменяет качество взаимодействия человека и власти. Формируются приложения, информационные массивы, которые помогают гражданину улучшить взаимодействие с городом», — подытожил Михаил Абызов.

Правительственная комиссия также одобрила новую редакцию методических рекомендаций по раскрытию данных в машиночитаемом формате. Следование «дорожной карте» и рекомендациям позволит вывести проект «Открытые данные» в фазу саморазвития, выразила надежду Екатерина Шапочка.


Все события