Экспертному совету поручено сопровождать модернизацию БАМа и Транссиба

27 Мая 2014

Экспертный совет при Правительстве будет сопровождать реализацию мегапроекта по модернизации БАМа и Транссиба. Организовать соответствующую работу министру по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову поручил вице-премьер Аркадий Дворкович по итогам заседания Правительственной комиссии по транспорту и связи. Ранее Экспертный совет участвовал в обсуждении результатов технологического и ценового аудита (ТЦА) этого проекта, по итогам которого его показатели было предложено оптимизировать. Соответствующие решения отражены в протоколе Правительственной комиссии.

Модернизация БАМа и Транссиба — один из мегапроектов, заявленных к реализации Владимиром Путиным на Петербургском экономическом форуме в 2013 году. Стоимость — 562 млрд рублей, из которых 150 млрд рублей — средства Фонда национального благосостояния. Второй из подобных проектов — строительство Центральной кольцевой автодороги — также сопровождается Экспертным советом, причем со стадии формулирования техзадания на ТЦА.

Уже этим летом начнутся строительно-монтажные работы на Байкальской магистрали и на Транссибе, возведение первой секции Центральной кольцевой дороги, которая пройдет по территории Московской области и Новой Москвы. Оба проекта прошли публичный технологический и ценовой аудит, в том числе с привлечением ведущих мировых экспертов», — отметил на ПМЭФ–2014 Президент РФ Владимир Путин.

По итогам заседания Правительственной комиссии Аркадий Дворкович поручил Минтрансу, Минэкономразвития, Михаилу Абызову совместно с РЖД до 30 июля представить в установленном порядке предложения по оптимизации проекта, имея в виду увеличение параметров пропускной и провозной способности в рамках лимитов выделенных средств, а также по оптимизации целевых показателей. При этом в качестве целевого показателя должно быть установлено увеличение скорости движения грузовых поездов и сокращения сроков доставки грузов. Об этом в ходе обсуждения результатов ТЦА трех участков проекта настаивали эксперты и представители бизнес-сообщества, особенно грузоотправители. Кроме того, эксперты обращали внимание на необходимость увеличения грузопотока из Кузбасского и Минусинского угольных бассейнов. Соответствующие предложения включены в проект.

Таким образом, утверждены следующие параметры мегапроекта: объем грузов из Кузбасского региона в направлении портов Дальнего Востока — 20–39,3 млн тонн дополнительно к уровню 2012 года; со станций тяготения к участку Междуреченск—Тайшет, БАМа и Транссиба — 50–55 млн тонн дополнительно; нагрузка на ось — 25 тонн; весовая норма поездов — 7100 тонн (с изучением возможности увеличения до 8300 и 9100 тонн).

Такие параметры проект приобрел после проведения публичного ТЦА, задачу по проведению которого перед Правительством и РЖД поставил Президент Владимир Путин. В рамках ТЦА мы совместно с Экспертным советом на площадке Открытого правительства при активном участии РЖД смогли наиболее оптимально скомпоновать проект. Проект модернизации БАМа и Транссиба предусматривал увеличение его пропускной способности на 55 млн тонн — с примерно 55–58 млн тонн до 110 млн тонн. Но в результате проведенного независимого аудита решено увеличить пропускную способность на 75 млн тонн — с 55 млн тонн до 130 млн тонн. По оценкам экспертов, это позволит государству сэкономить около 100 млрд рублей», — сказал Михаил Абызов.

Аркадий Дворкович поручил главе РЖД Владимиру Якунину приступить к реализации проекта с учетом ранее утвержденных сроков, необходимости приоритетной расшивки «узких мест» на подходах к портам Дальнего Востока и приоритетных инвестпроектов в высокой степени готовности. Такую рекомендацию ранее дал Экспертный совет, который также рекомендовал определить приоритеты как по срокам строительства, так и по объектам. РЖД также поручено подготовить направления оптимизации капзатрат и технологических решений, а также провести оценку возможных альтернатив и разработку предложений по оптимизации стоимости мероприятий, в том числе с учетом рекомендаций технологического и ценового аудита. В частности, в ходе ТЦА участка Междуреченск—Тайшет были выявлены резервы по оптимизации в размере 3,6–3,8 млрд рублей. Кроме того, до 1 сентября РЖД поручено провести анализ перспективной грузовой базы после 2018 года и сформировать перечень мероприятий после 2018 года. Таким образом, Правкомиссия признала целесообразным проработку второго этапа развития Восточного полигона, в том числе мер, направленных на увеличение грузопотока из Европейской части России.

Будет проработано еще одно предложение экспертов — о совмещении проектов модернизации БАМа и Транссиба и обеспечения его энергоснабжения, в частности за счет инвестпрограммы «Россетей». Вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Минэнерго, Минтрансу, Михаилу Абызову и РЖД совместно с Экспертным советом и заинтересованными организациями представить предложения по энергетическому обеспечению Восточного полигона и развитию месторождений, расположенных в районах тяготения железной дороги. Срок — до 30 июня.

Параметры эффективности проекта Правительством согласованы и зафиксированы. Они должны найти свое отражение в проектных решениях и в решениях при реализации этого проекта строительными компаниями. Отдельно хотел бы поблагодарить наших коллег из РЖД, которые провели эту работу профессионально, открыто и эффективно», — отметил Михаил Абызов.

Скорректированные технологические и стоимостные решения также пройдут через процедуру ТЦА, говорил в ходе ПМЭФ–2014 старший вице-президент РЖД Вадим Михайлов.

Окончательная стоимость проекта будет представлена после окончания проектирования, которое также будет подвергаться аудиту. И, естественно, окончательная стоимость проекта будет сформирована с учетом проектирования текущих предложений… Взаимодействие с Открытым правительством, те рекомендации, которые были получены, существенно улучшили и структуру проекта, и его наполнение и повысили общую эффективность, которая вылилась в конкретные цифры», — отметил топ-менеджер.


Все события