Заключено инвестсоглашение на строительство ЦКАД

23 Мая 2014

В рамках Петербургского экономического форума государственная компания «Автодор» и компания «Стройгазконсалтинг» подписали долгосрочное инвестиционное соглашение на строительство, содержание, ремонт и капитальный ремонт первого пускового комплекса (первой очереди строительства) Центральной кольцевой автомобильной дороги. Подписи под соглашением объемом 1400 страниц поставили глава «Автодора» Сергей Кельбах и исполнительный президент «Стройгазконсалтинга» Михаил Якибчук. В церемонии участвовали вице-премьер Аркадий Дворкович и министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Уже этим летом начнутся строительно-монтажные работы на БАМе и Транссибе, возведение первой секции Центральной кольцевой автодороги, которая пройдет по территории Московской области и Новой Москвы. Оба проекта прошли публичный аудит с участием ведущих мировых экспертов. Всего длина ЦКАД будет 340 км, и стоимость проекта составит 9 млрд долларов США», -- сказал в ходе выступления на ПМЭФ-2014 президент Владимир Путин.

Он отметил, что снятие инфраструктурных ограничений для регионов и отдельных отраслей экономики остается важнейшим приоритетом для России.

Реализация проекта ЦКАД оценивается в 300 млрд рублей, из которых 150 млрд — из ФНБ. Дорога разбита на пять участков, четыре из которых, представляющих замкнутое кольцо, должны быть введены в эксплуатацию в 2018 году. Конкурс на строительство первой очереди был объявлен в 2013 году, но в связи с распоряжением Правительства о проведении публичного технологического и ценового аудита (ТЦА) сроки его проведения были увеличены.

Протяженность первого (из четырех, которые должны быть построены к 2018 году) участка 49,5 км, дорога должна соответствовать категории IA и иметь четыре полосы движения. Победитель предложил стоимость строительства в 48,88 млрд рублей (42,116 млрд рублей средства «Автодора»). Эксплуатационные платежи — 5,84 млрд рублей.

Проект стал первым из проектов, на которые выделяются средства ФНБ, прошедшим процедуру технологического и ценового аудита (ТЦА) с публичным обсуждением его результатов на площадке Экспертного совета при Правительстве. Результаты ТЦА были учтены в конкурсной документации, а также будут включены в строительную документацию.

Мы рассчитываем, что та глубина проработки [проекта], которая была проведена с участием компании, Правительства и Открытого правительства, сможет обеспечить эффективность реализации данного крупного проекта… Это только начало, будем мониторить, как вы дальше реализуете проект», — сказал вице-премьер Аркадий Дворкович.

В проект были внесены существенные коррективы, которые позволили его оптимизировать. Государство при проведении открытых конкурсных процедур сэкономило от 10 до 16 процентов по различным направлениям, начиная от затрат на капитальное строительство, заканчивая затратами на эксплуатацию. Это позволило при стартовой цене в размере 52,2 млрд рублей сэкономить более 7 млрд рублей», — сказал Михаил Абызов.

По словам Сергея Кельбаха, опыт работы по первому комплексу будет использован в других проектах.

Мы ЦКАД взяли как базовый, и по другим проектам мы планку не опускаем», — сказал глава «Автодора».

Так, сегодня вскрыты заявки на проведение ТЦА пятой очереди ЦКАД, техническое задание на него было подготовлено совместно с Экспертным советом. 

Вчера подписано распоряжение Правительства, которое дает старт по реализации 3 и 4 лотов ЦКАД. Это концессионные контракты, реализация которых предполагается в аналогичные сроки — до 2018 года. Та база, которую сейчас сформировал "Автодор" по проведению открытых и прозрачных процедур… позволит сократить расходы на реализацию других лотов», — сказал Михаил Абызов.

«Стройгазконсалтинг» в свою очередь пообещал построить автодорогу в срок и в рамках бюджета. 

Гарантируем, что первый участок ЦКАД будет построен строго в рамках бюджетного проекта. ЦКАД — первый для нас проект, где проведен ТЦА, мы проработали проектное решение и планируем его оптимизацию на стадии рабочего проектирования. Это не потребует прохождения государственной экспертизы и не затронет параметры безопасности», — подчеркнул Михаил Якибчук.

Кроме того, дополнительным средством контроля будет процедура банковского контроля и строительного сопровождения, его формат для 1 и 5 очередей ЦКАД согласован, сообщил Михаил Абызов. Исполнитель контракта «Стройгазконсалтинг» в условиях дополнительного контроля работать готов, это записано в инвестсоглашении, уточнил Михаил Якибчук.

Требования к проведению банковского сопровождения и строительного контроля 1 и 5 лотов ЦКАД "Автодором" и Правительством согласованы. Они также прошли обсуждение на площадке Экспертного совета. Идея в следующем: банковское сопровождение по первому лоту ЦКАД и строительный контроль будут осуществляться в полном объеме. Что касается 3 и 4 лотов — техзадание на их проведение находится в стадии обсуждения», — уточнил Михаил Абызов.

При реализации проекта также предполагается его общественное и экспертное сопровождение. Те проблемы, которые будут возникать, в том числе в отношении исполнителя, будут обсуждаться, в числе прочего, и с общественными организациями.

Технологический и ценовой аудит не заканчивается на этапе аудита конкурсной документации и проектной документации. Технологический и ценовой аудит по решению Правительства будет продолжен и на этапах строительства, введения в строй и эксплуатации объекта. Для того чтобы технологический и ценовой аудит не был закрытым для экспертного обсуждения и общественного контроля, мы предполагаем при реализации проекта ЦКАД в ближайшее время создать комитет общественного контроля из абсолютно независимых людей: представителей экологических организаций, представителей организаций, которые сфокусированы на антикоррупционной деятельности, представителей средств массовой информации», — рассказал Михаил Абызов.

Правительство поручило «Автодору» систематизировать опыт и с его учетом подготовить стандарт проведения ТЦА. Такой стандарт разрабатывает созданная на базе Экспертного совета рабочая группа.

Такие подходы мы должны будем систематизировать и превратить в стандарт, который мы будем рекомендовать к внедрению на уровне регионов. На сегодняшний день более 45% затрат государственного строительства дорожной инфраструктуры финансируется за чет региональных дорожных фондов, это масштабные ресурсы, и нам важно их распределение делать максимально открытым и понятным образом», — сказал Михаил Абызов.


Все события