Рассмотрена интернет-петиция о привилегиях на дорогах

14 Мая 2014
Поданная на сайте «Российской общественной инициативы» интернет-петиция об отмене права приоритетного проезда всех автомобилей, кроме автомобилей спецслужб, будет рассматриваться комплексно в формате общественных обсуждений. Такое решение 14 мая приняла экспертная рабочая группа федерального уровня, рассматривавшая предложение лишить права приоритетного проезда всех чиновников, что, по мнению авторов, поспособствует решению проблемы пробок на дорогах. Петиция стала четвертой, набравшей более 100 тыс. голосов на сайте РОИ. Ранее рабочая группа уже вынесла заключения о трех инициативах: о запрете чиновникам покупать служебные автомобили дороже 1,5 млн рублей, об отмене «антипиратского» закона  и о пределах самообороны при защите жизни и здоровья в собственном доме. По всем инициативам вынесены заключения. 

Очевидно, вопрос отмены преференций на дорогах — резонансный. В соответствии с социологическими опросами, а также данными, представленными Министерством внутренних дел, скорее, это является проблемой крупных городов… Очевидно, этой проблемой необходимо заниматься в тесном взаимодействии с муниципальными органами власти, ее решение зависит от развития транспортной инфраструктуры», — пояснил министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. 

Из более чем 100 тыс. голосов на сайте РОИ более половины — голоса жителей Москвы и Московской области. Ее также поддержали около 7 тыс. жителей Санкт-Петербурга. Автор инициативы — Артем Плинатус — свою позицию представлять не стал и передал слово координатору движения «Общество синих ведерок» Петру Шкуматову. Тот признал, что в последние годы количество автомобилей со светозвуковыми сигналами радикально уменьшилось. 

Очевидно, что "мигалки" чиновников, "мигалки" нераскрашенных автомобилей в минимальной степени влияют на заторы на дорогах. Главная проблема… когда чиновник на автомобиле, оснащенном "мигалкой", пролетает весело мимо тысяч автомобилистов, стоящих в пробке… это вызывает ненависть среди автомобилистов. Автоматически возникает группа людей, которая думает: "Если ему можно, почему мне нельзя?"» — сказал он. 

По мнению активистов «Синих ведерок», наличие спецсигналов на служебных машинах чиновников носит деморализующий эффект. При этом активисты считают необходимым получение машинами Федеральной службы охраны цветографических схем, чтобы их было видно на дороге и они могли беспрепятственно выполнять оперативные задания. 

Чиновник, который отказывается от "мигалок", говорит, что он не будет ездить против правил, подчеркивает свою связь с народом. Считаю, что отмена "мигалок" будет иметь серьезный оздоравливающий эффект на отношения власти и общества», — полагает Петр Шкуматов. 

В свою очередь, члены рабочей группы обратили внимание, что сама инициатива сформулирована иначе. 

Вместо законодательной инициативы, которая связана с безопасностью дорожного движения, мы перешли к проблеме гражданского воспитания… Поверьте, отмена мигалок здесь даже не пятнадцатого порядка проблема», — отметил председатель комиссии Общественной палаты по развитию гражданского общества Иосиф Дискин.В правительстве Москвы также подтверждают, что проблема пробок не связана с наличием спецсигналов у чиновников. Анализ данных с дорожных камер показывает, что на заторы на дорогах и нарушение движения общественного транспорта по выделенным полосам машины чиновников не влияют. 

Москва — столица нашего государства… существуют, кроме прочего, дипломатические, протокольные, праздничные мероприятия, которые требуют остановки движения. Это надо понимать и разъяснять», — отметил руководитель Центра организации дорожного движения столичного правительства Михаил Порташников. 

Таким образом, проблема носит правоприменительный характер, согласились участники заседания. 

Этот вопрос поднимался на встрече Председателя Правительства с Экспертным советом при Правительстве в прошлом году, это отражено в докладе Высшей школы экономики, сделанном по заказу Открытого правительства… Может, настало время вернуться к этому вопросу еще раз», — сказал Михаил Абызов. 

Количество автомобилей со спецсигналами регулируется согласно указу Президента, их 569. Многие губернаторы от такой привилегии отказались, констатировали сами активисты. А по мнению вице-председателя Движения автомобилистов России Леонида Ольшанского, поднятая «Синими ведерками» проблема характерна даже не для всей Москвы, а в основном для Кутузовского проспекта. Эксперт отметил, что не вся автомобильная общественность поддерживает петицию. 

Время чиновника — это общественное благо, а я, как граждански ответственный человек, хотела бы, чтобы чиновник работал продуктивно… В рамках Концепции открытости каждое ведомство может предоставить информацию, кто куда ездил… Я поддерживаю [инициативу], но в части других решений, которые могло принять Правительство, а не законодательно», — сказала директор центра ГРАНИ Светлана Маковецкая. 

Иосиф Дискин согласился, что обозначенный Петром Шкуматовым вопрос носит характер общественного контроля. Поэтому, по словам эксперта, он должен быть под пристальным вниманием активистов, членов общественного совета при МВД и правительства Москвы. Предметом такого разбирательства могла бы быть публикация снимков с дорожных камер, указал Михаил Абызов. Всестороннее обсуждение может пройти на площадке Общественной палаты, сказал Иосиф Дискин. При этом результаты таких обсуждений могут быть разными — вплоть до создания всероссийского «антипробочного» плана, добавила Светлана Маковецкая. 

Если строго об инициативе — нормативным материалом в настоящее время не установлено право приоритетного проезда, за исключением ситуаций, касающихся оперативных служб… Случаи [нарушения правил] требуют простого реагирования сотрудников ГИБДД… С точки зрения федерального законодателя, мне кажется, здесь нет предмета. С точки зрения институтов гражданского общества, предмет есть», — согласился глава думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин.

Нарушение правил госслужащими вызывает раздражение, признал Михаил Абызов. 

Естественно, часто пользуются этими привилегиями, отступая от правил дорожного движения… К сожалению, это провоцирует на неправовое и бесконтрольное использование этих сигналов», — выразил свою позицию руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский. Но на дороге не может не быть приоритетов для определенной категории автотранспорта, отмечают в МВД. Эти приоритеты строго регламентированы. Вопрос наличия цветографических схем на ряде автомобилей спецслужб и передвижения высокопоставленных чиновников — вопрос безопасности, говорят в МВД. 

Мы живем в условиях угрозы терроризма… Самое главное, почему нужно обсуждение в Общественной палате и сегодня: во взаимоотношении гражданского общества и государства не может быть одностороннего движения. Не только государство должно понимать гражданское общество, но и гражданское общество должно понимать государство», — сказал статс-секретарь — замглавы МВД Игорь Зубов. 

По итогам обсуждения было решено, что принятие законодательного акта о реализации инициативы в имеющейся формулировке нецелесообразно. Но поднятая «Синими ведерками» проблема решаться должна. 

С учетом общественного резонанса данная общественная инициатива подлежит более детальному обсуждению в формате более тщательной подготовки предложений уполномоченными ведомствами и — на основании этих предложений — проведения ее обсуждения в формате работы Общественной палаты… совместно с Правительственной комиссией по безопасности дорожного движения», — сказал Михаил Абызов. 

По его словам, проблематика должна быть разделена на вопросы, касающиеся автомобилей со спецсигналами, автомобилей, выполняющих оперативные задания, и тех, кто использует преференции с нарушениями. 

Хотел бы, чтобы мы определили срок последующего обсуждения в течение двух кварталов, фактически — до конца года… Предварительно необходимо хорошо проработать вопрос на площадке соответствующих министерств, в том числе если это потребует мер нормативно-правового характера, не законодательного», — пояснил министр. 

Рабочая группа с таким форматом работы согласилась. Кроме того, рабочая группа решила дополнительно рассмотреть ряд инициатив, не набравших необходимого количества голосов в течение года. Согласно регламенту РОИ, они снимаются с голосования. Это шесть петиций, за каждую из которых проголосовали более 50 тыс. человек. Экспертный совет совместно с ответственными министерствами подготовит для рабочей группы доклады по возможному формату регулирования поднятых в петициях проблем. По итогам рассмотрения рабочей группой (срок — 5 месяцев) соответствующие рекомендации будут направлены в Правительство. 

Мы должны быть площадкой, интерфейсом, где инициативы находят не только экспертную поддержку, но и обратную связь со стороны власти», — пояснил Михаил Абызов. 

Таким образом, Экспертный совет подготовит доклады по следующим инициативам: «Отмена транспортного налога», «Возбуждать дела против нарушителей ПДД по видеозаписям», «Запрет любым государственным и муниципальным организациям требовать ксерокопии (фотокопии) любых документов у граждан», «Внесение изменений в работу "Почты России"», «Введение гарантийного срока на работы по ремонту дорожного покрытия» и «Запрет на рассылку рекламных СМС без предварительного письменного согласия абонента».


Все события