Общественные советы: первые результаты «перезагрузки»

24 Апреля 2014

Общественная палата РФ сможет распускать  неэффективные общественные советы, такую идею озвучил министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов 24 апреля на круглом столе, посвященном «перезапуску» общественных советов.

«Считаю правильным наделить Общественную палату полномочиями по роспуску недееспособных и неэффективных общественных советов, а также по инициированию формирования таких советов заново», — сказал министр.

Во исполнение майских указов Президента РФ году под эгидой Открытого правительства началась «перезагрузка» общественных советов при министерствах и ведомствах. С конца прошлого года происходят существенные изменения в принципах формирования и функционирования общественных советов при органах власти, цель которых – сделать советы подлинно независимыми, работающими в открытом режиме и с реальными полномочиями в сфере контроля за деятельностью министерств и ведомств.  

Для методологического сопровождения процесса Экспертный совет при Правительстве и Общественная палата создали рабочую группу по выработке единых стандартов формирования и координации деятельности общественных советов. Рабочая группа разработала примерное положение об общественном совете, а также провела ревизию уже существующих общественных советов и их положений.

В мае Михаил Абызов совместно с Общественной палатой РФ планирует расширить типовое положение, в рамках которого будет определен порядок их формирования и ротации, круг наиболее приоритетных вопросов, требования к кандидатам.

В прошлом году более 20 госорганов обновили общественные советы, сегодня еще около 8 их формируют.

Те усилия по обновлению, которые предпринимаются сегодня, имеют результаты, но нужно наращивать эффективность и результативность мер. Не во всех случаях создание совета приводит к «перезагрузке» их деятельности. Можно назвать 36 ведомств, в которых за последние 2 года были активны общественные советы. Они ведут общественную работу, взаимодействуют с органами власти, с институтами гражданского общества», — отметила старший научный сотрудник ВШЭ Наталья Дмитриева. 

Однако советы до сих созданы не во всех ведомствах, порядка 20 госорганов их не имеют. Ряд ведомств «цинично отказали» в создании общественного совета при них, в частности, речь идет о Росимуществе.

Росимущество два раза отказало в создании общественного совета. Говорят, "мы сами решим". А потом в результате самообследования [по методике Стандарта открытости] ведомства, который недавно был представлен, они написали, что у них работает общественный совет, и по их рейтингу он занимает первое место», — возмущался первый заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации Владислав Гриб.

Михаил Абызов пообещал в ближайшее время разобраться с этой ситуацией и принять соответствующие меры. Кроме того, министр предложил ограничить участие одних и тех же экспертов в общественных советах.

К сожалению, сейчас мы видим практику, когда одни и те же уважаемые люди включаются в состав не одного, не двух и даже не трех общественных советов. Некоторые из наших коллег участвуют в работе более пяти общественных советов. Мы тем самым подвергаем их здоровье большой опасности, а со стороны это выглядит так, как будто круг тех людей, которые называют себя обществом, очень узок», — сказал министр.

Член общественной палаты Светлана Разворотнева указала на кулуарный и закрытый характер формирования общественных советов, в частности, в Минрегионе и Минстрое. 

У меня много вопросов к формированию этих советов. Сплошь и рядом видно, что представители министерств этим даже не занимаются. Никакие положения об общественных советах не читают. Минкульт, например, нам представил список, где в совет входили депутаты и чиновники», — сказала она.

Михаил Абызов пообещал совместно с Общественной палатой обеспечить открытый формат создания советов, переизбрания кандидатов и руководителей советов, сформированных в закрытом режиме.

Работа по «перезагрузке» советов будет продолжена и на региональном уровне. Михаил Абызов отметил, что, в частности, региональные общественные палаты  должны стать инициаторами такой работы.

Это задача на 2014 год, соответствующие предложения уже подготовлены. Каким образом будут формироваться эти советы — предстоит еще обсудить. То, что внутри Садового кольца является актуальным, по-другому видится в регионах», — сказал министр.

Министр также предложил привлекать представителей регионов в советы федеральных госорганов. В качестве примера он привел общественный совет Минздрава, на треть состоящий из представителей региональных общественных организаций.

Также он отметил, что советы должны более активно разъяснять кадровую политику госорганов гражданам.

Кадровая политика власти всегда интересна гражданскому обществу. Она должна быть прозрачной и понятной. Мы должны уметь объяснять обществу, почему мы проводим те или иные кадровые назначения, в чем заслуги наших выдвиженцев, как мы осуществляем политику по ротации, по мотивации персонала, сколько мы тратим на государственный аппарат, как мы управляем этими издержками», — сказал Михаил Абызов.

Он напомнил, что члены общественных советов имеют право входить в кадровые комиссии органов власти, но это не означает, что общественность может назначать в ведомства своих комиссаров. Также общественные советы должны уделять больше внимания вопросам противодействия коррупции и контролю над госзакупками, отметила генеральный директор Transparency International-Россия Елена Панфилова.

Вот это пока немногие делают. Это должно быть приоритетом», — отметила Панфилова.

Кроме того, министр предложил доработать кодекс этики общественных советов.

Например, в совете Минэнерго собрано представительное сообщество и серьезно представлены в том числе и отраслевые руководители. Они, конечно, будут отстаивать и представлять интересы своих отраслей. Как сделать так, чтобы этот конфликт интересов был правильно задекларирован и другие члены совета относились к этому с пониманием? Нужно работать с этим механизмом. Посмотрите, каким образом кодекс этики можно усовершенствовать — мы будем его донадстраивать с учетом различных практик, но нам такой документ нужен», — сказал министр.

В ходе круглого стола были обсуждены многие из вопросов, касающихся работы общественных советов, высказаны мнения председателей и членов общественных советов, сформированных по новым правилам, представителей Общественной палаты и регионов России, представителей федеральных и региональных органов власти.

Результатом дискуссии станет свод предложений касательно того, каким образом усовершенствовать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность общественных советов, и в первую очередь:

- процедуры формирования советов таким образом, чтобы максимально учитывать интересы и представительство всех референтных групп;

- как и по каким принципам создавать общественные советы при территориальных органах федеральных министерств и ведомств;

как определить минимальный обязательный план деятельности советов, чтобы, с одной стороны, обеспечить его влияние на работу органа власти, с другой стороны, не перегрузить его второстепенными функциями.  

- вопросы организационно-финансового обеспечения работы советов.

Данные предложения войдут в примерное или же типовое положение об общественном совете, на основе которого все они должны будут работать.


Все события