Школа общественного контролера госзакупок: практические навыки

18 Апреля 2014

В Высшей школе экономики 18 апреля прошел семинар Школы общественного контролера госзакупок — образовательного проекта, реализуемого под эгидой Открытого правительства. Мероприятие проводилось в рамках комплексного плана по методическому и информационному сопровождению Экспертным советом при Правительстве закона о контрактной системе. Он вступил в силу 1 января 2014 года. Апробация этого закона началась еще до вступления в силу: с марта 2013 года рабочая группа Экспертного совета отрабатывает его положения в пилотном режиме на федеральном и региональном уровнях. По результатам этой работы даются рекомендации по совершенствованию как самого закона, так и сопутствующих нормативно-правовых актов.

Контрактная система охватывает весь цикл государственного заказа. Мы можем рассчитывать на более высокое качество удовлетворения общественных нужд, и в этой работе серьезная роль отводится общественному контролю», — напомнил проректор ВШЭ Александр Шамрин.

Целью семинара и было разъяснение гражданским активистам и общественным организациям положений закона, его расширенных возможностей по общественному контролю за госзаказом, обращению в те или иные контролирующие органы. Кроме того, присутствующие специалисты в режиме общения отвечали на волнующие активистов вопросы. А информацию о проблемах передадут ответственным ведомствам.

Сама контрактная система охватывает распределение 25% ВВП — около 16 трлн рублей (госзаказ и закупки компаний с госучастием), пояснил замглавы Минэкономразвития Евгений Елин.

Жизнь контрактной системы сопровождается стонами, жалобами, что она несовершенна, ее необходимо дорабатывать. Да, это так… От того, какие правила будут установлены между государством и частным сектором, зависит очень многое из того, что будет происходить в стране… Это система, которая подлежит доработке, она будет дорабатываться не год, не два, а будет дорабатываться десятилетиями. Дорабатывать ее должны в первую очередь пользователи», — пояснил он.

В связи с этим от общественных контролеров в ведомстве ждут максимальной активности, замечаний еще на стадии планирования закупок, конструктивной критики — все это должно дисциплинировать заказчиков.

Внедряемая система обладает высоким потенциалом эффективности. Эксперты оценивают его в суммах порядка 700 млрд рублей на начальном этапе (2014-2016 годы) — это около 1% ВВП России. А в дальнейшем эта цифра может достигнуть 1 трлн. При этом данный потенциал измеряется еще и повышением доверия общества к власти, доверия к системе использования и распределения средств налогоплательщиков и снижением риска злоупотреблений этими средствами», — сказал в комментарии журналистам министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Поскольку семинар носил предметный характер, то представители различных ведомств разъяснили активистам их права и возможности. При этом необходимо разделять общественное обсуждение крупных закупок (его проводят на стадии размещения планов и самого заказа) и общественный контроль за самой процедурой и исполнением заказа. Например, начальник отдела реформирования законодательства Центра региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления ВШЭ Вероника Джужома обратила внимание на такой институт, как общественная экспертиза.

По нашему мнению, общественная экспертиза должна касаться результатов закупки, но не менее важны планы закупок. Также важна экспертиза нормативно-правовых актов, особенно в части нормирования. Плюс общественная экспертиза всей деятельности заказчика за определенный период», — отметила Вероника Джужома.

Новым контролирующим органом за системой госзаказа стал Росфиннадзор. Его представитель разъяснил общественным контролерам полномочия ведомства, регламент проведения проверок, предупредил о том, что проверки Росфиннадзора могут проводиться довольно долго. Обращения общественных контролеров являются для ведомства поводом для проведения внеплановых проверок, отметил начальник отдела Управления финансового контроля государственных закупок Андрей Игнатов. Он дал конкретные рекомендации — вплоть до соотнесения стоимости закупки с госпрограммами (одна из уловок заказчиков — указание несуществующих госпрограмм) и пунктами планов-графиков, касающихся начальной максимальной цены контракта. Впрочем, с этим пока есть проблемы — цены в них гипотетические, указал чиновник.

Можно констатировать, что сегодня планы-графики не являются рабочими документами ни для контрольных органов, ни для общественных контролеров», — посетовал он.

Кроме того, Росфиннадзор посоветовал прежде всего обращаться с жалобами в региональные и муниципальные органы власти, так как служба принимает меры только после рассмотрения жалоб на этом уровне.

Желательно, чтобы в ваших обращениях содержалась предварительная оценка ущерба бюджету… Это поможет нам выстроить приоритеты», — сказал Андрей Игнатов.

Несмотря на то, что Росфиннадзор проводит проверки небыстро, обращаться туда стоит, уточнил Александр Шамрин.

Чего ждет государство от общественных контролеров — максимально рано, максимально быстро диагностировать неблагополучие... Вы правы, контракт не расторгнешь. Но есть неотвратимость ответственности», — подчеркнул эксперт.

Оперативный орган по контролю за размещением госзаказа — Федеральная антимонопольная служба. Ее представитель обратила внимание, что статья 102 закона о контрактной системе предусматривает возможность обжалования не только действий заказчика, но и контрактных управляющих и других лиц. Жаловаться можно также в правоохранительные органы и суды.

Прошу обратить внимание на сроки обжалования (10 дней). Как только сроки нарушены, мы не можем рассмотреть ваши жалобы», — сказала представитель ФАС о регламенте ведомства.

Кроме того, представители общественных организаций и ведомств, ВШЭ, Национальной Ассоциации Исполнителей Закупок рассказали общественным контролерам о конкретных процедурах размещения госзаказа, а также инструментах общественного контроля на различных этапах: выборе способа определения поставщика, составлении актов выполненных работ, расторжении контрактов и так далее.

Я вижу в общественном контроле главную движущую силу всего процесса реформирования системы госзакупок и ожидаю именно от общественных контролеров, что они возглавят работу по предотвращению нарушений, борьбу с ними», — прокомментировал важность работы контролеров Михаил Абызов.


Все события