Поручения Правкомиссии по внедрению Стандарта открытости

10 Апреля 2014

Планы министерств и ведомств по внедрению Концепции открытости должны быть доработаны до 30 мая и опубликованы в понятном для широкого круга лиц формате. Для этого федеральным органам исполнительной власти необходимо четко определить свои референтные группы и целевые показатели, выбрать приоритетные для внедрения в этом году механизмы открытости, обсудить эти планы с представителями референтных групп, экспертами и общественностью, а также определить ответственных за внедрение Концепции в том или ином ведомстве. Такие поручения содержатся в протоколе по итогам заседания Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства, подписанном министром РФ Михаилом Абызовым. Заседание состоялось 2 апреля и было посвящено результатам самообследования министерств и ведомств по 10 механизмам открытости и планам по реализации Концепции.

С принятием Стандарта открытости работа по внедрению механизмов открытости в федеральных органах исполнительной власти обрела системный характер. По результатам проведенного министерствами самообследования, конечно, выявлены некоторые недостатки — например, слабое взаимодействие с референтными группами и общественными советами при обсуждении и разработке ключевых решений ведомств. Они будут планомерно исправляться», — сказал Михаил Абызов.

Концепция открытости утверждена распоряжением Правительства от 30 января 2014 года. Она закрепляет основные принципы открытости федеральных органов исполнительной власти, задачи и механизмы (инструменты) их реализации и содержит систему стратегических ориентиров. В документе собраны и учтены комментарии и предложения федеральных и региональных органов власти, общественных советов при министерствах и ведомствах, Общественной палаты, членов Экспертного совета, общественных и бизнес-объединений, СМИ. Концепцию дополняют методические рекомендации по реализации принципов открытости, а также методика мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти. Совместно эти документы составляют Стандарт открытости федеральных органов исполнительной власти.

В марте 63 федеральных органа исполнительной власти сами выставили себе оценки по каждому из механизмов открытости. 65 министерств и ведомств подготовили и направили в Правительственную комиссию по координации деятельности Открытого правительства планы по реализации Концепции.

Курс на открытость министерств и ведомств задан и уже дает первые результаты, о чем свидетельствует недавний опрос ВЦИОМ — по сравнению с прошлым годом россияне стали выше оценивать качество работы всех членов Правительства. Например, в лидерах роста оказался глава Минэнерго. Свою открытость это ведомство оценило в довольно скромные 142 балла из 300. Но именно это министерство в прошлом году было пилотным в представлении публичной декларации целей и задач — понятных и измеримых целей своей работы с последующим публичным отчетом по результатам. Примечательно, что в этом году Минэнерго представило такую декларацию первым», — сказал Михаил Абызов.

Предварительный анализ планов и результатов самообследования в Экспертном совете и Высшей школе экономики выявил ряд недостатков. Один из самых типичных — отсутствие определения референтных групп, наиболее заинтересованных в политике ведомства.

В связи с этим министерствам, работающим с наиболее широким кругом граждан, — Минобрнауки, Минздраву, Минтруду и Минстрою поручено до 10 июня представить предложения о порядке работы с референтными группами — получателями госуслуг и подведомственными учреждениями.

Эксперты также отмечали недоработки в донесении органами власти результатов своей работы в понятной для граждан форме. Поэтому федеральным органам исполнительной власти поручено до 30 мая подготовить публичные декларации целей и задач на 2014 год, причем их необходимо обсудить как минимум в общественных советах. В этом году первым ведомством, которое представило декларацию, стало Минэнерго. Кроме того, ведомствам поручено представить в понятной форме 5 нормативно-правовых актов или их проектов и провести их обсуждение с заинтересованными группами. Также должны быть визуализированы все госпрограммы.

Деятельности по внедрению механизмов открытости будет дана внешняя оценка. Экспертному совету поручено совместно с ВЦИОМ провести независимую экспертную оценку эффективности внедрения механизмов открытости, а также социсследования. Их результаты должны быть готовы к 30 июля. Экспертный совет подготовит предложения по проведению «контрольных закупок», а также совместно с ВШЭ проведет мониторинг официальных сайтов министерств и ведомств на предмет соответствия 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Правкомиссия также изучит мониторинг сайтов, проводимый Минэкономразвития. Впоследствии в соответствующую методику Минэкономразвития должны быть внесены изменения, учитывающие положения Стандарта открытости.

Экспертный совет с участием Минфина и Минтруда также подготовит предложения по расширению сферы применения Стандарта открытости на Центральный банк, Агентство по страхованию вкладов, а также Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования.


Все события