Форум регионов: от эффективности госзакупок к эффективности экономики

8 Апреля 2014

Выявляемые экспертами, заказчиками, поставщиками и общественными контролерами проблемы функционирования контрактной системы должны решаться в оперативном порядке. Сам 44-ФЗ, вступивший в силу 1 января 2014 года, это предусматривает. Проблемы и перспективы системы госзакупок 8 апреля обсуждались в рамках панельной дискуссии Форума регионов 2014 «Разговор без купюр: контрактная система». Она была организована под эгидой Минэкономразвития, МГУ и Открытого правительства.

Для подготовки к вступлению в силу 44-ФЗ в Экспертном совете при Правительстве была создана рабочая группа, которая по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева сопровождает правоприменение нового закона методологически и информационно. С марта 2013 года проводится апробация положений закона в госкорпорации «Росатом» и шести пилотных регионах. Своды проблем, с которыми сталкиваются в этих регионах, и варианты их решения регулярно направляются в Экспертный совет, Правительственную комиссию по координации Открытого правительства, Минэкономразвития и другие заинтересованные органы.

По результатам рассмотрения этих и других проблем Минэкономразвития уже подготовило пакет поправок. В частности, речь идет о небольших по объему заказах, закупках избирательных комиссий, сокращении случаев обязательной экспертизы, ускорении расчетов заказчиков с субъектами малого бизнеса.

Для поддержки малого бизнеса контрактная система дает новые возможности, так как предусматривает 15% квоту.

В 2013 году объем субсидий на малый бизнес составил примерно 20 млрд рублей. Объем поддержки малого бизнеса в рамках контрактной системы оценивается в более чем 1 трлн рублей», — сказал директор Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максим Черемисов.

В Минэкономразвития рассчитывают, что контрактная система станет базой повышения эффективности всей экономики. В 2013 году в сфере госзакупок было заключено контрактов примерно на 8,5 трлн рублей, а объем закупок компаний с госучастием, субъектов естественных монополий оценивается в 9 трлн рублей, напомнил Максим Черемисов.

Но мы не отделяем их от контрактной системы и видим возможность создания единой системы контрактных отношений в Российской Федерации, которая включает в себя и сферу государственных, и муниципальных закупок, и сферу закупок организаций государственного сектора экономики, и сферу государственно-частного партнерства, концессионных соглашений», — отметил представитель Минэкономразвития.

В то же время в рабочей группе Экспертного совета по результатам апробации контрактной системы выявили ряд проблем. Они касаются процедуры закупок у единственного поставщика, устных контрактов, сложностей с небольшими закупками, экспертизой, работой единого сайта и других.

И в Минэкономразвития, и в экспертном сообществе сошлись во мнении, что общественный контроль, который стал обязательным для закупок свыше миллиарда рублей, эффективен, но его необходимо совершенствовать.

Мы в Минэкономразвития рассматриваем общественный контроль как самый действенный из всех возможных инструментов борьбы с коррупцией в сфере закупок… Ничто так не пугает коррупционера в сфере закупок, как возможность огласки его деяний», — сказал Максим Черемисов.

Ведомство уже представило в Правительственную комиссию по координации Открытого правительства предложения по стимулированию общественного контроля. Соответствующие поручения были даны по итогам обсуждения вопроса о крупных закупках и согласуются с предложениями, высказанными ранее членами Экспертного совета. Ряд обсуждавшихся в ходе заседания Правкомиссии проблем уже решены. Так, теперь на сайте карточка общественного обсуждения закупки будет привязана к самому извещению о ней, рассказал гендиректор НАИЗ Сергей Габестро.

Мы предполагаем, что государство может в том числе и гранты предоставлять организациям, которые предоставят проекты по самому лучшему развитию инструментария общественного контроля. Мы будем стимулировать блогосферу, мы будем стимулировать и проводить конкурсы среди журналистов на лучшее журналистское расследование о коррупции в сфере закупок», — рассказал Максим Черемисов.

В свою очередь эксперты обращают внимание и на необходимость снижения давления на заказчиков и поощрения лучших практик. Сейчас к заказчикам приходят представители 11 контролирующих органов, эксперты предлагают их оптимизировать для закупок, которые подвергаются общественному контролю. Эксперимент по такой оптимизации можно провести в двух новых регионах — Крыму и Севастополе, предложила начальник отдела реформирования законодательства Центра региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления Вероника Джужома.

В то же время результаты экспертной работы и общественных обсуждений не должны оставаться вне сферы внимания контролирующих органов, заметил Сергей Габестро.

Федеральная антимонопольная служба и другие контролирующие органы должны самостоятельно, инициативно реагировать на экспертные мнения хотя бы по миллиардным контрактам — их не так много», — полагает эксперт.

Он также предложил использовать Крым и Севастополь для проведения эксперимента по качеству работы информационной системы госзакупок до ее подключения к общероссийскому сайту.

А потом измерим, сколько работал сайт в Крыму и единый [общероссийский] сайт», — сказал Сергей Габестро.

Участники дискуссии также сошлись во мнении, что на первом этапе необходимо проводить регулярный мониторинг правоприменения контрактной системы и не «кошмарить» заказчиков.

Мы заказчика постоянно контролируем, третируем, рассматриваем как потенциального нарушителя… Нам нужно поощрять добросовестных заказчиков», — заключила Вероника Джужома.


Все события