Открытость министерств оценят эксперты и общество

2 Апреля 2014

Первые результаты работы министерств и ведомств по внедрению Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти подвергнутся независимой экспертной оценке, а в последующем будет проведено социологическое исследование. Концепция открытости, которую дополняют две методики, утверждена распоряжением Правительства РФ 30 января 2014 года. Документ описывает десять основных механизмов открытости — от составления планов работы и публичных деклараций целей и задач до публикации открытых данных и взаимодействия с общественными советами и референтными группами.

В рамках первого этапа внедрения Концепции открытости министерствам и ведомствам было поручено до 1 марта провести самообследование и подготовить планы реализации Концепции. Эту работу оценят эксперты.

С одной стороны, будут оцениваться уровень открытости по результатам самообследования… а с другой — как это соответствует экспертному анализу. Увидим, различаются ли эти оценки или совпадают, зададимся вопросом, почему оценки различны», — сказал министр РФ Михаил Абызов.

Самым открытым по результатам оценки сочло себя ФМС России. Методика самооценки, которую разработал Экспертный совет при Правительстве, предусматривает максимум 300 баллов, при этом средний балл по рейтингу — всего 110. ФМС поставила себе 236 баллов. Далее со значительным отрывом идут Роструд — 173 балла и Минобрнауки — 171 балл. Самыми закрытыми себя посчитали Росжелдор (20 баллов), Ространснадзор (31) и Минрегион (33).

В Экспертном совете при Правительстве по итогам предварительного анализа результатов самооценки сделали вывод, что ряд оценок завышен, ряд – занижен. Например, ФМС оказалась второй по реализации принципа понятности.

«В части понятности предполагается иметь план-график нормативной работы найти такой план-график нам не удалось… Планы деятельности и публичная декларация — 30 баллов из 30, хотя в прошлом году Федеральная миграционная служба публичную декларацию не готовила, в плане деятельности на этот год ее также не заявлено», — привел пример член Экспертного совета Александр Брагин.

Открытость — это не работа в формате пиар-сопровождения министерств… Основная работа министерств в формате открытого госуправления — с референтными группами», — напомнил Михаил Абызов.

По словам Александра Брагина, максимальная работа идет по тем направлениям, где давно принята нормативная база. Это антикоррупция, работа пресс-служб, работа с обращениями граждан. «Такие важные направления, как информационная открытость, работа с референтными группами, реализация принципа понятности список замыкают», — посетовал эксперт. В связи с этим Михаил Абызов призвал министерства и ведомства принять публичные декларации целей и задач на этот год, где были бы изложены несколько приоритетных целей, по которым в конце года должен быть дан отчет.

А член Правкомиссии, руководитель рабочей группы по созданию МФЦ Александр Волошин вообще отнесся к самооценке ведомств скептически. Показательным будет анализ экспертов, сказал он.

Серьезные расхождения между результатами независимой оценки и самообследования, очевидно, говорят об одной из двух вещей: либо это сознательное очковтирательство и дезинформация, либо неадекватность людей, которые это делают», — считает Александр Волошин.

В Высшей школе экономики также признали, что некоторые министерства испытывают трудности с внедрением новых механизмов, но признают, что на многих сайтах органов власти действительно усовершенствованы механизмы взаимодействия с гражданским обществом. «Нам показалось, что многие ФОИВ недостаточно корректно оценили показатели и недостаточно проработали уже существующую законодательную базу в сфере открытости», — сказала старший научный сотрудник Центра анализа деятельности органов исполнительной власти ВШЭ Наталья Дмитриева.

В некоторых ведомствах просто интерпретируют механизмы неверно, сочли в ВШЭ. «В рейтинге Росимущество оказалось [на высоком месте] с общественным советом: неверно интерпретирован экспертно-консультативный совет», — пояснила она.

В Общественной палате сочли эту ситуацию возмутительной.

Они поставили себе за общественный совет 29 баллов! Оно дважды отказало Общественной палате в создании общественного совета. Общественный совет есть даже в Федеральной службе безопасности! Уголовное дело не возбудишь, но обратиться к премьер-министру с просьбой наложить дисциплинарное взыскание, я думаю, необходимо»,  — заявил заместитель секретаря Общественной палаты Владислав Гриб.

Планы по реализации Концепции открытости оказались достаточно формальными, констатировал Александр Брагин. Ведомства под открытостью чаще понимают работу с обращениями граждан и с журналистами, а также антикоррупционную экспертизу. А в работе с референтными группами, в обеспечении понятности для граждан собственной деятельности и публичной отчетности ведомств есть пробелы. Планы представили 65 министерств и ведомств, у двух — ФАНО и Минстроя — это объясняется тем, что ведомства недавно созданы.

Искреннее удивление, честно говоря, вызвал тот факт, что Минэкономразвития, которое является в том числе методологом в части открытости… свой план не представило», — сказал Александр Брагин.

В то же время эксперты отметили работу Министерства финансов как в проведении самооценки (ее сочли заниженной), так и в составлении плана.

План, который Минфин подготовил, отличается комплексностью, глубиной проработки и лишний раз показывает качество управления в структурах Минфина. Очень достойные, хорошего уровня планы представили Минтруда, Министерство связи, Министерство регионального развития. Некоторые из ведомств составили планы достаточно формально, но мы находимся в начале пути», — отметил Михаил Абызов.

Замглавы Минфина Татьяна Нестеренко рассказала, что работу по повышению открытости координирует лично министр, а в ведомстве создан своеобразный проектный офис — координационная группа, в которой состоят лидеры отдельных направлений по внедрению механизмов открытости. По итогам года будет составлен рейтинг среди департаментов. По результатам самообследования ведомство набрало 22% из 100 возможных, к концу года планирует достичь 61%. При этом Минфин определил три приоритета работы — активизация работы с референтными группами, открытость нормативно-правового регулирования, модернизация официального сайта. Сам план по внедрению Концепции открытости на следующей неделе обсудят в общественном совете.

В Экспертном совете призвали масштабировать положительный опыт Минфина. По мнению экспертов, ведомства должны выбрать приоритеты на этот год. По словам Михаила Абызова, министерствам и ведомствам также будет поручено выбрать 5 законопроектов, которые должны быть разъяснены простым языком и пройти широкое общественное обсуждение. Такая работа необходима всем референтным группам. Так, сопредседатель «Деловой России» Сергей Недорослев призвал министерства направлять бизнес-сообществам документы для проведения оценки регулирующего воздействия вместе с аналитическими материалами. Он также считает, что все ведомства могут быть открытыми.

«Роскосмос поставил «ноль» по общественному совету… Но космосом, так сложилось, интересуются граждане… 1,8 трлн рублей Роскосмос распределяет на гражданские программы… Новый руководитель начал более активную работу: стоит ее открыть, как сразу высвобождается большая энергия общества для обсуждения», — привел пример эксперт.

Другие участники предложили расширить сферу применения Концепции открытости. 

«Из обследования выпали структуры, которые важны для граждан — это мегарегулятор. Сейчас там ОСАГО, сейчас там выплаты по кредитам, надо включать Центральный банк… То же самое и с некоторыми агентствами, например, Агентством по страхованию вкладов», — считает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

Михаил Абызов согласился, что механизмы открытости должны быть внедрены и в АСВ, и во внебюджетных фондах, например, в Фонде обязательного медицинского страхования. Вопрос о ЦБ он обещал обсудить с коллегами. Министр также счел целесообразной идею оценки гражданами открытости в ходе их общения с органами власти.

Стоит включить вопрос реализации программы «контрольной закупки», которая давала бы объективные показатели качества работы механизмов по открытому госуправлению», — сказал министр.

Участники заседания решили дать министерствам время для доработки планов по реализации Концепции с учетом индивидуальных рекомендаций для каждого из них, подготовленных Экспертным советом. По итогам экспертной оценки результатов самообследования и планов по реализации Концепции открытости будет подготовлен доклад Председателю Правительства. Результаты социологических исследований, касающихся внедрения принципов открытости, как ожидается, будут представлены специалистами ВЦИОМ в конце года.


Все события