Общественный комитет по контролю за ЦКАД будет открытым

5 Февраля 2014
Общественный комитет по сопровождению крупных инвестиционных проектов «Автодора» должен сам определить формат своей работы, а также стать площадкой, открытой для всех заинтересованных общественных организаций и отдельных гражданских активистов. К таким выводам пришли участники совещания по созданию такого комитета, которое прошло 5 февраля под председательством министра РФ Михаила Абызова. В частности общественникам предстоит решить, участвовать ли только в контроле над строительством Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) или и над другими проектами «Автодора». 

Первые четыре из пяти очередей ЦКАД должны быть построены не позднее осени 2018 года. Стоимость проекта — около 300 млрд рублей, из которых 150 млрд рублей — средства Фонда национального благосостояния. Ранее с целью повышения эффективности расходования средств на ЦКАД вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Михаилу Абызову, Минтрансу, Минэкономразвития и Минфину представить предложения по формированию общественного комитета. Члены этого комитета, как предполагается, будут участвовать в работе конкурсных комиссий, обсуждении результатов технологического и ценового аудита, общественных слушаниях и так далее. 


Общественный комитет создается в рамках Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства. Этот процесс сопровождает Экспертный совет при Правительстве, направивший предложение о вхождении в состав комитета представителей заинтересованных общественных организаций. «Автодор» предполагает, что члены комитета будут участвовать в обсуждениях на нескольких этапах. Среди них технологический и ценовой аудит (ТЦА); конкурс на выбор генподрядчика; отбор организации по осуществлению банковского сопровождения и строительного контроля, уточнил глава «Автодора» Сергей Кельбах. Формат работы общественного комитета его участники должны определить сами, отметил Михаил Абызов. 

С одной стороны, этот формат должен обеспечивать максимальную открытость госкомпании "Автодор", с другой, он должен обеспечивать максимальную продуктивность работы… Люди должны понимать нагрузку», — указал министр. 

В эту работу необходимо обязательно включить анализ конкурсной документации на заключение долгосрочного инвестиционного договора, считает Михаил Абызов. Так, общественники могли бы оценить, не ограничивается ли конкуренция, достаточны ли сроки, насколько прозрачны процедуры и так далее. От активистов уже начали поступать конкретные предложения о механизмах работы. 

Прошу обратить внимание на предложение Transparency International… о включении в конкурсную документацию условий о необходимости подписания участниками конкурса декларации об отсутствии на этапе подготовки конкурса и на этапе проведения конкурсных процедур элементов сговора», — рассказал министр. 

Но то, каким образом настроить свою деятельность, активисты должны решить сами. Возможно, это будет контроль за соблюдением сроков, целей финансирования, процедур, предположил министр. 


В свою очередь, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов предложил «Автодору» провести анализ эффективности внутреннего контроля. Если эта работа будет оценена высоко, то необходимости привлекать экспертов и общественников к ряду мероприятий не будет. 

К основным необходимо включить задачи, связанные с экологическими вопросами», — предложил директор «Центра зеленых стандартов» Рашид Исмаилов. Для оптимизации деятельности комитета можно наладить сотрудничество с экологическим комитетом при «Автодоре», считает эксперт. «Общественный комитет будет рассматривать, как реализуются замечания комитета по экологическому сопровождению при «Автодоре», — согласился Михаил Абызов. 

Участники также согласились с необходимостью выработки конструктивного формата работы во избежание неразрешимых конфликтов. Для этого в комитет должны входить профессионалы, считает глава общественного совета при Минтрансе, директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. Комитет также мог бы взять на себя функцию площадки для разрешения споров, возникших в ходе реализации проекта. Кроме того, предстоит разграничить экспертное сопровождение и общественный контроль. 


«Общественный комитет не должен давать экспертную оценку. Но если предполагается проведение независимой экспертной оценки, то комитет должен видеть, как результаты экспертизы влияют на принятие решений», — отметил министр. 


Комитет должен нести разъяснительную миссию, считают эксперты. «Импонирует позиция, что надо не только следить за чистотой и порядком в госкомпании, но и промоушн делать, выстроив четкую кампанию по обсуждению проекта», — выразил оптимизм Сергей Кельбах. Причем вокруг ЦКАД не должна формироваться отрицательная аура, считает руководитель Национальной ассоциации транспортников Георгий Давыдов. 


«Формирование позитивных настроений в обществе к этому проекту — это тоже функция общественного комитета», — указал эксперт. 


Михаил Абызов признал, что у россиян пока нет понимания значимости проекта. 


«Важно организовать общественное обсуждение того, для чего этот проект реализуется, что он дает не только Москве и Московской области, но и всей стране», — считает министр. 


Функция промоушна проекта лежит на «Автодоре». Но эксперты полагают, что информационной площадкой должен стать сам комитет. По словам Михаила Блинкина, максимально эффективным было бы создание отдельного сайта, на котором могли бы общаться представители всех заинтересованных сторон. Михаил Абызов согласился с необходимостью создания единой площадки. Это нужно также и для того, чтобы комитет оставался открытым для учета мнений всех заинтересованных организаций. 


Так, штаб по контролю над приоритетными инвестиционными проектами работает в Общероссийском народном фронте. Одна из рабочих групп сопровождает строительство ЦКАД, ее руководитель —президент объединения работодателей в дорожном строительстве «АСПОР» Александр Малов. 

Как мы будем координировать работу вашего комитета с работой Общероссийского народного фронта? Не перегрузим ли мы работу самой компании?» — выразил он обеспокоенность.

Противоречий между общественниками нет, отметил Михаил Абызов. По его словам, комитет при Правкомиссии должен иметь достаточную степень свободы и ротации, подключать на разных этапах профессиональные ассоциации и так далее. Оформление процедур взаимодействия «Автодора» с каждой из организаций может привести к излишней бюрократизации процесса.

Компания должна организовать такую общественную площадку, такой интерфейс, который давал бы возможность подключения к нему общественных организаций… и индивидуальных гражданских активистов. Если у нас будет отдельный протокол и процедура по каждой организации, то дорога не будет строиться», — считает министр. 

Ряд экспертов, а также Минтранс предполагают, что общественные контролеры должны сопровождать и другие стройки «Автодора». Всего их восемь, уточнил Сергей Кельбах. Ряд проектов (обход Балашихи и участки трассы Москва – Петербург) находятся в допроектной стадии. 

Мы считаем важным… определить, какие вопросы надо обсуждать еще на стадии принятия решений по другим проектам», — пояснил замглавы Минтранса Олег Белозеров. 

По словам Михаила Абызова, с одной стороны, это может позволить внедрить лучшие примеры общественного контроля на весь спектр проектов «Автодора», с другой — снизить эффективность комитета. Но большинство участников совещания высказались за апробацию процедур сначала на ЦКАД. В «Автодоре» предложили свое решение на основе практики предварительного обсуждения конкурсной документации с участниками рынка и экспертами. 

Согласен, что предметом детальной работы должен быть один проект — ЦКАД. По остальным проектам мы проводим экспертные советы, на них можно приглашать членов общественного комитета», — сказал Сергей Кельбах. 

Все поставленные экспертами и общественниками вопросы должны быть решены в течение двух недель. Первой задачей для комитета станет обсуждение заключения о проведении технологического и ценового аудита первой очереди Центральной кольцевой автодороги.


Все события