Налоговая политика: стратегические цели и конкретные меры

15 Января 2014

Проект Основных направлений налоговой политики на следующий бюджетный период (2015–2017 годы) впервые начал обсуждаться в открытом режиме. Кроме того, сам проект документа Минфин представит в феврале — раньше, чем в предыдущие годы. При составлении ОННП ведомство изучит предложения экспертов. Их 15 января обсудили участники дискуссии Открытого правительства «Основные направления налоговой политики на 2015–2017 годы: новые подходы к подготовке и первые результаты», организованной в рамках Гайдаровского форума.

Около 200 предложений подготовлены по результатам обсуждения проекта ОННП на площадке Открытого правительства. Такая работа велась с сентября 2013 года, когда на базе Экспертного совета при Правительстве была сформирована специальная рабочая группа, в которую вошли представители бизнеса, экспертных и научных организаций, органов власти. В октябре-декабре 2013 года заинтересованные группы представляли свои инициативы. В результате было собрано около 140 предложений, которые разбиты на 13 тематических блоков. 

Основные направления налоговой политики, по большому счету, — форма общественного договора. И такие документы должны долго и публично обсуждаться… с участием бизнеса, Правительства, общественных организаций», — сказал на форуме член Экспертного совета Александр Брагин.

Собранные на площадке Открытого правительства предложения сгруппированы по 13 тематическим блокам, а каждая инициатива согласуется рабочей группой или же вносится в таблицу разногласий, если к единому мнению эксперты прийти не могут. Но первое конкретное обсуждение было посвящено целям и задачам налоговой политики. Такие же концептуальные вопросы предпочли поднимать и участники дискуссии на Гайдаровском форуме.

Минфин пока не приступал к составлению документа, уточнил директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Илья Трунин. Он выделил три основы, на которых должны строиться ОННП на следующую трехлетку.

Нельзя каждый год совершать революцию в налогах… Основные направления не должны меняться из года в год», — обозначил чиновник первую установку Минфина.

Кроме того, ведомство предполагает включить в документ ряд мероприятий из ОННП на 2014–2016 годы, которые по каким-то причинам не начали выполняться. «Кроме того, есть несколько важных установок от руководства страны… их придется отразить», — обозначил Илья Трунин еще один приоритет.

В качестве одного из таких направлений, заданных Президентом РФ, эксперты отметили курс на деофшоризацию экономики. В связи с этим специалисты указали на необходимость активного включения России в мировую налоговую повестку.

Мы пытаемся и вместе с Минфином, и на всех общественных обсуждениях сформировать международную налоговую доктрину России… Идет страшная война в налоговом поле… Мы однозначно должны участвовать в этой войне», — заявил управляющий партнер «Делойт СНГ» Геннадий Камышников. 

По его словам, налоговая политика России должна опираться на международные принципы, а в борьбе за деофшоризацию необходимо использовать «метод кнута и пряника» не только для возвращения российского капитала, но и для привлечения иностранного.

В Минэкономразвития считают, что первые два «кита», на которых должны стоять ОННП — это независимость от конъюнктуры текущего момента и предсказуемость.

Третьим назвал бы адекватность налоговой политики и налоговой нагрузки. Это даже не вопрос Основных направлений налоговой политики», — признал замглавы Минэкономразвития Сергей Беляков.

По его мнению, положения ОННП либо слишком общие, либо носят тактический характер. «Это не проблема Мифина», — оговорился Сергей Беляков. По его словам, иногда власть предпринимает непредсказуемые решения.

И бизнес любую плохую новость воспринимает как новость, которая, скорее всего, реализуется», — посетовал замминистра. 

В связи с этим участники обсуждения высказались за то, чтобы документ носил стратегический характер с горизонтом в 5–10 лет.

В свою очередь, в Госдуме хотели бы увидеть от экспертов анализ текущей ситуации в налоговой системе.

«От Основных направлений мы ждем, в первую очередь, анализа налоговой системы», — заявил председатель думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. По мнению депутата, налоговая система находится в катастрофическом состоянии.

Мантра, которая повторяется: "мы увеличим собираемость за счет администрирования" — это бред. Все, что можно было выбрать из налогового администрирования, уже выбрано. Мы не хотим признать, что у нас падает собираемость налогов, потому что у нас экономика падает», — возмущался Андрей Макаров.

Аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин с бывшим коллегой по Госдуме в вопросе о состоянии налоговой системы не согласился. 

Не соглашусь с тем, что мы пришли к коллапсу налоговой системы… Не соглашусь, что по налоговому администрированию дискуссий нет», — подчеркнул он.

Аудитор сошелся во мнении с Андреем Макаровым в том, что нужно проанализировать эффект, который дали предыдущие Основные направления налоговой политики. Кроме того, такой эффект должен оцениваться еще до прохождения через Госдуму тех или иных изменений в законы. 

Стратегический характер документу может придать отражение обязательств государства, считает Андрей Макаров. По его словам, можно было бы проанализировать состояние налоговой и бюджетной систем и, исходя из этого, ввести 3–5-летний мораторий на повышение налогов. Среди других предложений парламентария: снизить налоговую нагрузку, освободить бизнес от несвойственных ему функций, изъять администрирование страховых взносов из социальных фондов, прекратить дискуссии о введении прогрессивной шкалы налогообложения, предоставить гражданам возможность самообложения и другие.

Еще одно предложение, которое позволило бы вывести ОННП на уровень стратегического документа, — объединение основных направлений налоговой и таможенно-тарифной политики. Его выдвинул партнер Ernst&Young Алексей Кондрашов. А по мнению управляющего партнера «Пепеляев Групп» Сергея Пепеляева, нужно обратить внимание на неналоговые платежи, которые носят налоговый характер: это страховые взносы, утилизационный сбор, отчисления операторов связи в резерв универсального обслуживания, плата за негативное воздействие на окружающую среду и другие.

Поддерживаю мысль, что не нужны никакие революции, но хотел бы добавить, что и контрреволюции не нужны. Такая ползучая контрреволюция идет. Помимо этих 13 налогов (отмеченных в кодексе) де-факто существует параллельная налоговая система», — заявил Сергей Пепеляев. 

Такая работа ведется на площадке Совета Федерации, где подготовлена концепция регулирования некодифицированных платежей, носящих признаки налоговых. «Мне кажется, без поддержки со стороны Основных направлений налоговой политики такую работу вести будет сложно. Прошу учесть эту тему в числе приоритетных», — обратился эксперт к участникам дискуссии.

Многие эксперты также поднимали тему налоговой нагрузки и улучшения бизнес-климата.

Мы должны признать, что наша налоговая система неконкурентноспособна по налоговой нагрузке… Ее сегодня никакой бизнес (не надо делить его на сырьевой и несырьевой) тянуть не может», — выразил обеспокоенность Андрей Макаров. 

В Торгово-промышленной палате также оценивают уровень налоговой нагрузки как довольно высокий. По результатам опроса ТПП среди предпринимателей, 73% сочли, что влияние налогов на инвестиции негативно. Риски, по мнению бизнеса, увеличивает неясность всей системы, частые изменения, различные толкования, сказал зампред Экспертного совета ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства Дмитрий Фадеев. Но налоговое администрирование улучшилось, признают предприниматели. 

Чтобы повысить предсказуемость администрирования, в ближайшие год-два будут реализованы несколько нововведений, отчитался замглавы ФНС Сергей Аракелов. В частности, вводятся личные интернет-кабинеты для юридических лиц (для физических лиц они уже реализованы), что позволит минимизировать личное общение с инспекторами.

Этот год будет определяющим для выработки полной концепции налоговых органов по проверкам. Увеличения проверок не будет», — пообещал Сергей Аракелов. 

В свою очередь Сергей Штогрин предложил в рамках экспертного сопровождения подготовки Основных направлений сконцентрироваться на конкретных вопросах. «Эффект будет тогда, когда мы обсуждаем не общие вопросы… а конкретные», — отметил он.

Именно в таком формате по каждому из тематических блоков обсуждения проходят в Экспертном совете при Правительстве. Каждое предложение согласовывается между заинтересованными сторонами, либо вносится в таблицу разногласий, если консенсуса достичь не удается. Такие дискуссии будут вестись как в ходе подготовки самого документа Минфином, так и после, отметил Александр Брагин. Одной из ключевых площадок для обсуждения станут парламентские слушания. По итогам всех согласований Основные направления налоговой политики будут представлены в Правительство РФ. Ориентировочный срок — май 2014 года.


Все события