Правительство одобрило Стандарт открытости

5 Декабря 2013

Правительство России на заседании 5 декабря одобрило Концепцию открытости федеральных органов исполнительной власти. Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства поручено в декабре утвердить методические рекомендации по реализации Концепции, а также методику мониторинга и оценки. «В феврале каждое из министерств и ведомств с учетом его особенностей представит индивидуальный план по внедрению механизмов открытости», — рассказал журналистам министр РФ Михаил Абызов. До 1 марта Правительственная комиссия намерена рассмотреть эти планы. К этому сроку также должна быть внедрена система мониторинга и оценки — она будет проводиться на основании самоанализа ведомств, оценки экспертов и опросов граждан и референтных групп.

Тема открытости власти актуальна всегда, и не бывает ситуации, когда люди признают власть абсолютно открытой. Все равно считается, что власть закрыта, даже если для ее открытости предпринимаются колоссальные усилия», — сказал премьер-министр Дмитрий Медведев.

Председатель Правительства напомнил, что после формирования кабинета министров в мае 2012 года он назвал построение системы Открытого правительства одним из семи ключевых приоритетов.

Дмитрий Медведев отметил, что эта система динамично развивается, а разрабатываемые Правительством документы стали более доступными для общества.

Еще совсем недавно их распространение происходило только сверху, а заинтересованные лица подчас получали доступ к таким документам только из-под полы, что называется. Сегодня проекты нормативных актов заблаговременно размещаются на специальном сайте, принят порядок их публичного обсуждения с использованием интернета, на площадках общественных и экспертных советов», — указал премьер.

Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти разработана Экспертным советом при Правительстве. В документе собраны и учтены комментарии и предложения от федеральных и региональных органов власти, общественных советов при министерствах и ведомствах, Общественной палаты, членов Экспертного совета, общественных и бизнес-объединений, СМИ. Цели документа — повышение прозрачности и подотчетности власти, а также удовлетворенности граждан качеством госуправления; расширение участия гражданского общества в работе власти; развитие общественного контроля; совершенствование информационной открытости. Концепцию дополняют методические рекомендации по реализации принципов открытости, а также методика мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти. Совместно эти документы составляют Стандарт открытости.

Стандарт открытости подготовлен на основании того практического опыта, который наши министерства и ведомства получили за полтора года внедрения принципов открытости», — сказал Михаил Абызов.

Для обеспечения простоты и понятности способов реализации принципов в Концепции предусмотрен набор основных механизмов (инструментов). Этот перечень может дополняться, в том числе по усмотрению министерств и ведомств. К основным механизмам (инструментам) открытости относятся: работа с референтными группами; принятие планов деятельности на 2013–2018 годы и годовой публичной декларации целей и задач с их общественным обсуждением и экспертным сопровождением; размещение информации о деятельности; публичная отчетность; независимая антикоррупционная экспертиза и общественный мониторинг правоприменения; обеспечение понятности нормативно-правового регулирования и государственных политик; работа с открытыми данными; взаимодействие с общественным советом; взаимодействие со СМИ; работа с обращениями.

Министр отметил позитивные результаты внедрения механизмов открытости, описанных в Концепции, в пилотных министерствах. В частности, это публичные декларации целей и задач, где указаны 5–6 приоритетных направлений работы ведомств с отчетностью о достигнутых результатах. Примером работы, направленной на обеспечение понятности работы власти, Михаил Абызов назвал проект «бюджет для граждан», который реализуется Минфином и Экспертным советом.

Это важно, потому что зачастую  государственные служащие и чиновники, определяя и донося до общества те приоритеты, которые реализуют министерства, формируют это на таком кондовом, чиновничьем языке», — подчеркнул министр.

По его словам, сегодня на заседании Правительства было дано поручение продолжить работу по обеспечению понятности действий власти.

В следующем году также будет продолжена реализация Концепции открытых данных, внедрение которой сопровождает Совет по открытым данным. Сейчас в России опубликовано около 5 000 наборов данных, федеральными органами власти — более 600. По словам  Михаила Абызова, в следующем году этот объем должен увеличиться в 4–5 раз.

По разным оценкам, на сбор и обработку информации в государственной машине задействовано от 15 до 20, а может быть, в некоторых случаях до 25% государственного аппарата и ресурсов», — отметил министр.

Еще одна задача — повышение уровня общественного контроля.

Необходимо за следующий год масштабно перезагрузить деятельность общественных советов. В настоящий момент не при всех министерствах и ведомствах общественные советы созданы, не везде они работают эффективно. Нам важно не только вывеску сменить, нам важно перевести работу общественных советов на неформальный и продуктивный уровень», — указал министр.

Еще одна задача 2014 года — совершенствование экспертного и общественного обсуждения контрольно-надзорных функций органов власти, а также повышения качества госуслуг. В этом году запущен проект по оценке самими гражданами услуг Росреестра. В следующем году эта практика будет распространена на ряд других ведомств, в частности, на миграционную службу.

Мы эту систему будем развивать. Мало того… на основании оценки граждан мы будем делать выводы в том числе о служебном соответствии и уровне компетентности наших специалистов на местах», — рассказал Михаил Абызов.

Кроме того, в течение первого квартала предполагается разработать методические рекомендации и другие документы, регламентирующие переход на систему оценки качества госуслуг, оказываемых региональными и муниципальными органами власти.

Для регионов также должен появиться Стандарт открытости — его разработка ведется на площадке Открытого правительства. Документ учитывает опыт реализации пилотного проекта «Открытый регион» в 27 субъектах РФ.


Все события