Общественный контроль — способ повышения эффективности госрасходов

4 Октября 2013

Внедрение программного бюджета, активное привлечение внебюджетных источников, внедрение контрактной системы, повышение качества оказываемых в бюджетной сети услуг, общественный контроль за госрасходами. Такие главные направления повышения эффективности расходов выделила рабочая группа Госсовета, заседание которого под председательством Президента Владимира Путина состоялось в Кремле. Рабочую группу возглавлял мэр Москвы Сергей Собянин. В качестве заместителей в нее вошли министр финансов Антон Силуанов и министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Доклад рабочей группы готовился при активном участии экспертного сообщества, в частности, членов Экспертного совета при Правительстве РФ и губернаторского корпуса.

Президент отметил, что возможности бюджетной системы укрепились, но остаются серьезные проблемы. Это неравномерное исполнение бюджетов, неконкретность бюджетных статей и программ, нарушения бюджетного законодательства. «Все расходы должны быть обоснованы и тщательно просчитаны еще на стадии подготовки программ и бюджета», — сказал Владимир Путин. Он также предложил фиксировать сметы на строительство капитальных объектов, нормировать стоимость и объем затрат на социальные услуги, тиражировать лучшие практики оказания социальных услуг, проводить комплексный анализ госрасходов.

Считаю, нам нужно активнее использовать инструменты общественного контроля в бюджетной сфере. Кстати, это не просто пожелание. Норма об общественном контроле, о публичном размещении информации о госзакупках прямо закреплена в законе о контрактной системе», — напомнил Президент.

Президент призвал выработать бюджетные нормативы, на основе которых должны планироваться бюджеты разных уровней.

Речь идет в том числе о нормировании затрат на содержание госаппарата, которые отличаются не только между федеральным центром и регионами, но и между субъектами в разы. Это касается и условий оплаты труда, и штата, сказал Михаил Абызов. «В частности, нормированию подлежат расходы на приобретение и обслуживание автомобилей для чиновников, соответствующие рекомендации подготовлены экспертами при рассмотрении интернет-петиции, набравшей на сайте Российской общественной инициативы более 100 тысяч голосов», — напомнил министр.

Один из главных резервов оптимизации расходов бюджета — госзакупки. В 2012 году объем госзакупок составил 8 трлн рублей. Экспертный совет, проводя апробацию контрактной системы в шести пилотных регионах и госкорпорации «Росатом», зафиксировал, что грамотное внедрение контрактной системы даст экономию на госзакупках от 8% до 15%, а по ряду направлений — до 25%, указал Михаил Абызов.

В 2012 году выявлены нарушения при проведении госзакупок на 130 млрд рублей, нарушения бюджетного законодательства — на 187 млрд рублей, посетовал Владимир Путин. «После мониторинга более 10 тысяч закупок установлено, что более 60% из них были проведены с нарушениями», — отметил глава государства. Он подчеркнул, что речь идет не о коррупции, а об отсутствии финансовой дисциплины. Президент также поручил Правительству до 1 декабря подготовить нормативно-правовые акты, сопровождающие закон о контрактной системе. В их разработке участвуют члены Экспертного совета, в котором создана специальная рабочая группа.

В новый закон на основании январских предложений экспертов Открытого правительства уже внесены положения, расширяющие возможности общественного контроля и повышающие открытость госзакупок и расходов. Разрабатываются меры по поддержке стимулированию общественных организаций-контролеров.

Поддерживать объективные журналистские расследования, мотивировать развитие гражданской активности, в том числе в интернете, для чего обществу нужна качественная и исчерпывающая информация», — отметил Михаил Абызов.

По его словам, еще один из эффективных методов контроля — дисквалификация недобросовестных участников на уровне учредителя, вплоть до пожизненной.

Очевидно, что отступать нам некуда, необходимо, чтобы этот закон заработал», — отметил Председатель Правительства Дмитрий Медведев. «Считаем, что к январю 14 года… необходимая подготовительная работа будет завершена, и мы исключим риски срыва этой работы», — пообещал глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев.

Одна из мер повышения финансовой дисциплины — тщательная проработка госпрограмм и увязка их показателей со стратегическими целями развития страны. «По-прежнему остается проблемой целеполагание, выбор тех 20% приоритетов финансирования, которые принесут 80% эффективности», — посетовал ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

Очевидно, что, если говорить прямо, пока этот [программный] принцип в полной степени не заработал», — признал Дмитрий Медведев.

Он подчеркнул, что работа по переводу бюджета на программный принцип должна вестись синхронно с регионами.

«Они [госпрограммы] должны учитывать реально имеющиеся бюджетные ресурсы и потенциал внебюджетных источников, быть комплексными и носить межведомственный характер, иметь понятные гражданам конечные результаты и в то же время содержать профессиональные показатели расходования ресурсов», — подчеркнул Сергей Собянин. Он предложил провести работу по повышению эффективности расходов в ключевых отраслях экономики.

Эту инициативу поддержал министр финансов Антон Силуанов. Он предложил провести такой экспертный анализ на площадке Открытого правительства. «Планируется более детально рассмотреть расходы ключевых министерств и госпрограмм», — сказал глава Минфина.

«Сейчас мы находимся на этапе крупномасштабных изменений системы расходования государственных финансов, ключевой задачей которых является повышение их эффективности. Формула этого процесса проста – заявленные расходы в обмен на результат. Теперь будет оцениваться не объем, а качество и эффективность достижения целей. В связи с чем принципиально меняются требования к персональной ответственности руководителей», — рассказал о подходах экспертов Михаил Абызов.

Рабочая группа также подняла вопрос о повышении доступности информации о бюджете, участии граждан в процессе его формирования, а также о создании механизмов общественного контроля. 

«Но важно не просто раскрывать общие параметры бюджетов и программ, а идти дальше: создавать инструменты общественного контроля за качеством и сроками выполнения конкретных работ и услуг», — подчеркнул Сергей Собянин. Он привел в пример несколько региональных порталов, где сами граждане пишут жалобы и высказывают мнение о работе чиновников.

Очевидно, что прямой контроль жителей – это, пожалуй, лучшее средство повышения эффективности бюджетных трат», — подчеркнул мэр.

«Необходимо определить и критерии оценки эффективности, которая требует простой и понятной формализации, чтобы граждане могли объективно оценивать качество госрасходов», — добавил Михаил Абызов.

А губернатор Ульяновской области Сергей Морозов подчеркнул, что общественный контроль за расходами и государственными инвестициями должен осуществляться через общественные советы. В пример он привел региональную палату справедливости и предложил на площадке Открытого правительства обобщить лучшие практики и внедрить их в регионах.

Если мы этого не сделаем, это сделают маргиналы, причем в неконструктивной, худшей для государства форме!» — заявил губернатор.

И рабочая группа, и представители министерств, и главы регионов соглашаются, что повышению качества расходования госсредств будет способствовать и приток частных инвестиций.

Скорейшее принятие закона о ГЧП во втором чтении также будет способствовать расширению возможностей замещения государственных инвестиций частными. Регионы очень ждут этот закон», — заявил губернатор Омской области Виктор Назаров.

По его словам, облегчить привлечение частного капитала должно внедрение независимого технологического и ценового аудита. Он уже становится обязательным для инвестпроектов с госучастием, а также является одной из мер контроля, закрепленной Концепцией создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий. Документ был разработан Экспертным советом при Правительстве и утвержден Дмитрием Медведевым 19 сентября. 

«Нужно самым внимательным образом еще раз на это посмотреть», — поддержал омского губернатора Президент. «Нужно повысить внимание к качеству планирования, достижению конечного результата, прежде всего в крупных проектах инфраструктурного характера», — отметил он.

Пока ситуация с капитальным строительством сложная, признала глава Счетной палаты Татьяна Голикова. На конец 2012 года объем незавершенного строительства за счет бюджетных инвестиций вырос до 576 млрд рублей. «На 1 июля было введено 22 объекта из 1055, которые подлежат вводу в 2013 году. То есть за полгода введено 2,1% от общего количества за год», — сказала аудитор.

В заключение заседания Госсовета Владимир Путин поручил провести ревизию нормативно-правовой базы. «Конечно, без всяких сомнений, нужно включать отопление не тогда, когда инструкция предписывает, а когда холодно… В этой связи хочу обратить внимание и правительства РФ, и правительств региональных органов власти на то, что у нас очень много норм, правил и инструкций прежних времен, которые мешают работать, которые абсолютно не соответствуют требованиям сегодняшнего дня», — сказал Президент. Он обратил внимание, что к этой работе необходимо привлечь экспертное сообщество.


Все события