Региональный инвестстандарт - часть Стандарта открытости

28 Сентября 2013

Результаты внедрения Стандарта инвестиционной привлекательности регионов в пилотном режиме подтверждают необходимость распространения этой практики на территории всей России, а также внесения дополнительных  изменений в документ. К такому выводу пришли участники круглого стола «Стандарт инвестиционной привлекательности регионов. Итоги внедрения» в рамках форума «Сочи-2013».

По словам Председателя Правительства Дмитрия Медведева, необходимо найти правильный баланс между интересами региона и инвестора. Вот эти страхи, или, как иногда говорят, фобии, которые до сих пор сохраняются у иностранных инвесторов и частично у наших инвесторов (это именно бюрократия, сложности подключения к инфраструктуре, налоговые проблемы, коррупция), могут быть либо сняты, либо существенным образом нивелированы только благодаря хорошей работе региональных властей», - сказал он.

Стандарт инвестиционной привлекательности регионов разработан в 2011 году Агентством стратегических инициатив совместно с «Деловой Россией». Документ направлен на создание системы взаимодействия власти и бизнеса. В частности, там предусмотрено создание каналов прямой связи инвесторов с руководством региона и оценки бизнес-сообществом инвестиционного климата.

«И очень хорошо, что стандарт, который мы сегодня рассматриваем, уже имеет историю успеха: реальные предприятия, которые образуются при его помощи, инвестиции. Это не просто какой-то документ или декларация, это дееспособный механизм», - сказал министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Так или иначе стандарт инвестпривлекательности начал внедрять уже 81 регион. Отработка его механизмов проводилась в ряде пилотных субъектов, руководители которых в ходе обсуждения представили свой взгляд на эффективность работы мер, предписанных документом и его недостатки. Причем, пилотными регионами были и те, которые в качестве эксперимента внедряют систему «Открытого правительства». Это, в частности, Тульская область, Красноярский край и Татарстан.

Региональный инвестстандарт – это, по сути, часть стандарта Open Government, часть стандарта открытости региона. И эти процессы, думаю, мы будем синхронизировать», - заявил глава АСИ Андрей Никитин.

В свою очередь замминистра экономического развития Сергей Беляков согласился, что без открытости власти оценка эффективности инвестстандарта невозможна. Показатели эффективности любой работы органов власти должны быть публичными. В ходе дискуссии Михаил Абызов поделился собственными впечатлениями от посещения официальных сайтов региональных администраций. «Из 7 регионов и их сайтов в интернете только на трех ресурсах была отражена система показателей эффективности, по которой мы в том числе гранты распределяем», - посетовал министр.

Стандарт инвестпривлекательности предусматривает механизм публичной оценки и, в частности, оценку регулирующего воздействия решений региональных властей, напомнил глава РСПП Александр Шохин. «Было бы неплохо на региональном уровне сделать то, что не удается на федеральном, - довести оценку регулирующего воздействия до второго чтения ваших законопроектов, принимаемых в регионах. Нужно увеличить число нормативно правовых актов, проходящих оценку регулирующего воздействия, и скоординировать деятельность разных публичных площадок: ОРВ, советов при губернаторах, Экспертного совета, Открытого правительства, Общественной палаты», - подчеркнул он.

Деятельность органов власти по обеспечению инвестиционной привлекательности обязательно содержит необходимость внедрения элементов открытости. Помочь синхронизировать эту работу должен Стандарт открытости региональных органов власти. 

Напомним, соответствующий федеральный стандарт, очерчивающий ключевые механизмы открытости и подотчетности министерств и ведомств, 24 сентября был одобрен правительственной комиссией по координации деятельности Открытого правительства. Подобный документ для регионов должен быть разработан и внедрен уже в первом квартале 2014 года.

В ходе дискуссии представители регионов также говорили о необходимости большей координации планов федеральных и региональных органов власти, в том числе в области инфраструктурного развития территорий в условиях сдерживания тарифов инфраструктурных монополий. «Мы должны сделать все для того, чтобы эти жёсткие решения применительно к тарифам монополий обернуть на пользу регионам и на пользу конкретным предприятиям, которые должны получить дополнительный источник развития», - сказал Дмитрий Медведев. «Нам нужно иметь свод ваших программ, чтобы полноценно оптимизировать их программы в том числе и по времени», - обратился к участникам дискуссии вице-премьер Аркадий Дворкович. Он отметил, что в работу по синхронизации планов власти, бизнеса и естественных монополий обязательно должны включиться советы потребителей при монополиях. Они будут создаваться в соответствии с Концепцией создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий. Она была разработана при участии Экспертного совета при Правительстве, внесена на рассмотрение кабинета министров Михаилом Абызовым и утверждена 19 сентября Дмитрием Медведевым.


Все события