Правкомиссия приняла Стандарт открытости за основу

26 Сентября 2013

Правительственная комиссия по координации деятельности Открытого правительства рассмотрела и приняла за основу концепцию Стандарта открытости федеральных органов исполнительной власти, который станет обязательным к исполнению для всех министерств и ведомств.

Проект прошел два тура предварительных общественных и экспертных обсуждений, в которых приняли участие 33 федеральных органа исполнительной власти, 56 высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, 12 региональных органов исполнительной власти, а также РСПП и ТПП. Были проведены слушания в Общественной палате.

Стандарт открытости – комплексный документ, состоящий из концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, методических рекомендаций по реализации принципов открытости в федеральных органах исполнительной власти и методики мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти; их предлагается одобрить в течение ближайшего месяца. Концепция закрепляет основные принципы открытости федеральных органов исполнительной власти, задачи и механизмы их реализации, также она призвана упорядочить и систематизировать деятельность госорганов. Концепция должна стать основой для разработки рекомендаций по открытости региональных органов власти.

Министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов отметил два нововведения, которые есть в тексте концепции: работа с референтными группами конкретных министерств и мониторинг правоприменения – инструмент, который позволяет оценить качество решений министерств и ведомств.

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что само слово «реформа» и внедрение чего-то нового вызывают инстинктивное недоверие граждан. Чтобы это исправить, необходимо обеспечить доступ к информации всем заинтересованным сторонам, это откроет общественности намерения власти и сделает публичными результаты ее работы. Он пояснил, что общество должно обсуждать проекты, планы и результаты реализации концепции. Ряд министерств уже перешли к такого рода обсуждениям. Например, на сайте Минобрнауки заранее размещаются все законопроекты и документы, которые «все заинтересованные круги имеют возможность обсудить и проконсультироваться», – сообщил Ярослав Кузьминов.

Пилотным ведомством по внедрению Стандарта открытости в своей деятельности является Минтруд России. Глава министерства Максим Топилин доложил, что в рамках реализации концепции ведется активная работа референтными группами и оценивается реакция на существующее законодательство. «Достаточно сложно это внедрять в сознание самих работников министерств. Это дополнительная работа, чтобы общество начало воспринимать нашу деятельность не с с точки зрения пиара, а с точки зрения продуктивной деятельности», – признал министр. «В ходе всей работы будет выявляться все большее количество проблем, нам придется все больше корректировать ход работы», – указал Топилин.

Директор Департамента развития госслужбы Минтруда Дмитрий Баснак рассказал об основных проблемах, с которыми столкнулось министерство при внедрении Стандарта открытости. Он пояснил, что в первую очередь необходимо понять, как госслужащий будет исполнять стандарт на своем служебном месте. «Важно вырабатывать общий ведомственный подход к организации работы и выбирать те инструменты, которые будут эффективными в каждом конкретном случае», – сказал Баснак. По его мнению, особое внимание необходимо уделять обучению сотрудников и внедрению оценки эффективности работы чиновников. 

По словам Михаила Абызова, необходимо отдельным пунктом добавить в стандарт подготовку персонала и прописать отдельные квалификационные требования к госслужащим. Эта работа будет проведена до 20 октября.

Вице-президент «Деловой России» Николай Остарков предложил включить в стандарт порядок предоставления отчетов в форме общественного содоклада со стороны общества. Михаил Абызов отметил, что такое предложение необходимо включить в текст концепции либо в методические рекомендации.

Концепция открытости закладывает основы для достижения открытости государственного управления и является системообразующим документом, заявил член Экспертного совета при Правительстве РФ Александр Брагин. «Целью открытости является повышение качества государственного управления, влияющее, в свою очередь, на повышение качества жизни граждан страны, рост удовлетворенности граждан качеством государственных услуг», – сказал он. По словам эксперта, важно, чтобы процесс повышения открытости носил перманентный характер. «Открытость государственного управления не имеет конечной точки, всегда есть области для развития и совершенствования, особенно в условиях изменяющихся технологических процессов, изменения запросов общества», – пояснил эксперт. Концепция не имеет сроков реализации и конкретных этапов и должна стать неотъемлемой частью деятельности органов власти. Александр Брагин также предложил ввести отдельные дополнительные баллы в систему оценки ведомств за собственные инициативы ведомства в части открытости (помимо механизмов, указанных в концепции).

По итогам заседания было решено внести в документ поправки, озвученные во время обсуждения. Доработанный проект будет внесен в Правительство до 7 октября. Кроме того, Михаил Абызов поручил доработать проекты методических рекомендаций и представить их на заседании Правкомиссии до 17 октября, а также определить критерии для общественного обсуждения и экспертного сопровождения реализации планов деятельности госорганов на 2013 год.


Все события