Дмитрий Медведев поручил Экспертному совету сопровождать закон о контрактной системе

16 Сентября 2013

Председатель Правительства Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития и министру по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову совместно с Экспертным советом обеспечить методологическое сопровождение Федерального закона №44 о контрактной системе. Такое решение принято по итогам состоявшейся 5 сентября встречи с членами Экспертного совета при Правительстве, посвященной совершенствованию общественного контроля государственных расходов, закупок и инвестиций. Одновременно с методологией экспертам предстоит провести информационное сопровождение закона на первом этапе после его вступления в силу – в 2014–2015 годах. Речь идет об оценке эффективности механизмов общественного контроля в сфере закупок, выявлении нарушений и выработке предложений по их устранению, анализе организации системы подготовки и повышении квалификации сотрудников, занятых закупочной деятельностью.

Напомним, с марта 2013 года Экспертный совет при Правительстве проводит пилотный проект по апробации закона о контрактной системе, который с 1 января 2014 года сменит закон №94-ФЗ о госзакупках. «Пилотами» выступили госкорпорация «Росатом» и ряд российских регионов. Госзакупки там уже производятся с учетом положений закона о контрактной системе. Как заявил ранее Михаил Абызов, в «Росатоме» на первом этапе достигнута экономия при проведении закупок в 10%, на втором этапе – 35%.

Согласно заключению экспертов, внедрение контрактной системы требует скорейшего решения одной из главных задач – повышения квалификации соответствующих кадров. Новая система, в частности, предусматривает создание контрактных служб или назначение контрактных управляющих. Но эти и другие сотрудники уже с 1 января должны минимизировать возможные сбои при госзакупках, для чего требуется выработка стандартов и методологических рекомендаций, большая часть которых уже разработана Экспертным советом.

Только на федеральном уровне к началу 2015 года должно быть принято более шестидесяти нормативно-правовых актов, а до конца 2013 года – 37. Также большая работа предстоит в регионах и муниципалитетах.

По результатам мониторинга применения нового закона министру Михаилу Абызову совместно с Экспертным советом поручено дополнительно проработать и в мае 2014 года представить в Правительство предложения по развитию контрактной системы.

Кроме того, Медведев поручил Абызову и профильным ведомствам (Минэкономразвития, Минфину, ФАС) совместно с экспертами в феврале 2014 года представить предложения по развитию инструментов эффективного общественного контроля и экспертного сопровождения государственных и муниципальных закупок, расходов и инвестиций. Согласно опросу ВЦИОМ и сайта SuperJob.ru, более 80% россиян считают госзакупки так или иначе непрозрачными. Ряд экспертов высказались за стимулирование – вплоть до материального – проведения некоммерческими организациями и СМИ качественного мониторинга закупок.

Эта работа также потребует методологического сопровождения с определением правил поведения как представителей гражданского общества, так и закупщиков, органов власти, контролирующих органов. Для общественного контроля новый закон дает беспрецедентные возможности, в частности, максимальное предоставление информации по всей процедуре. Еще одно из нововведений – право обращения общественных организаций к заказчику и в суд. А все жалобы, замечания и отзывы будут анализироваться и публиковаться.

 Дмитрий Медведев также поручил Михаилу Абызову вынести на обсуждение Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства вопрос о практике общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) на сумму свыше 1 млрд рублей. Напомним, согласно данным Счетной палаты, более 70% крупных контрактов закупаются у единственного поставщика. Сейчас такие закупки обсуждаются на основании поручения Правительства, это обсуждение станет обязательным. По результатам обсуждений заказчики будут обязаны вносить изменения в документацию и даже отменять тендеры.

Механизмы совершенствования госзакупок являются приоритетом в работе экспертов под эгидой Открытого правительства. Для этого привлекаются общественные организации, в том числе Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ) и «Роспил». Так, за первое полугодие 2013 года НАИЗ проанализировал 116 процедур стоимостью свыше 1 млрд рублей на сумму более 258 млрд рублей. Анализ показал, что по сравнению с предыдущим годом заказчики стали готовить документацию более тщательно.


Все события